понедельник, 28 февраля 2011 г.

Синектика - игра в неуместность

Да, конечно, все это очень свежо и симпатично звучит – «инновационное мышление», «нестандартномыслие», «выход за пределы рамок, стандартов и клише». Но вот как это сделать?

На самом деле методов существует не мало. И один из них «синектика» (synectics) - является усовершенствованием известного всем “мозгового штурма». Представляет собой методику психологической активации творчества. Разработан В.Дж.Гордоном аж еще годах в 50-60х прошлого века, и с тех пор успел принести массу плодов своего использования. В общем, проверенный практикой метод. Но, скажу сразу, не простой и не всем доступный.

На чем он основан? На способности мозга строить ассоциативные связи между казалось бы не совместимыми вещами. Но это только на первый взгляд. А вот если взглянуть под другим углом, точнее – представить задачу в виде образа, то можно получить весьма и весьма неожиданные результаты.

Если сформулировать суть коротко, то это будет так:

Синектика – групповой метод, в котором создаются условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче. Применяются четыре типа аналогий - прямая, символическая, фантастическая, личная. И если наблюдать за процессом со стороны и не понимать, что происходит, то можно подумать, что его участники галлюцинируют…

На самом же деле они «целенаправленно используют интуитивно-образное и метафорическое мышление». И совместно порождают «сумасшедшие идеи» и «интуитивные решения». При этом в синектике результаты решения проблемы – рациональны, процесс же, приводящий к решению – не рационален.

По результатам использования этого метода было выявлено, что для того, чтобы получить хороший результат, полезно выдвигать совершенно неральные идеи, предложения, создавать абстрактные образы, что в совокупности именовалось авторским термином – «игра в неуместность». То есть в процессе сессий синекторы (участники) делали целенаправленно следующее:

1) играли со словами (трансформируя, перекодируя проблему в какую-то новую форму)
2) отрицали какой-то основной, общеизвестный закон, научное понятие
3) экспериментировали с метафорами

Глобально в синектике используются два базовых процесса:

а) превращение незнакомого в знакомое
б) превращение знакомого в незнакомое (что позволяет сделать «старое» «новым» и создает условия для выхода на новые решения)

Вот такая вот игра разума. И вообще, с точки зрения создателя этого метода умение смотреть на известное как неизвестное является основой творчества. Поэтому полезно искажать, переворачивать, ставить с ног на голову и всячески изменять свой взгляд и реакцию на вещи и события, а также совмещать разнородные элементы.

А как вы думаете, для чего был создан этот метод?

Вообще-то для стимулирования поиска инновационных решений проблем промышленности и управления.

Итак, на зарядку для ума становись! Равнение на Ивана Дурака!

Статьи на ту же тему:



Комментариев нет:

Отправить комментарий