На мой взгляд праздничный повод и период правильнее воспринимать как время инвестиций, а не затрат. Хотя, конечно, станут ли «деловые подарки» инвестициями или затратами зависит от вас…
Уже кое-что про деловые подарки я писала, но для полноты картины хочется добавить несколько значимых штрихов. И в первую очередь напомнить о том, что устойчивые деловые связи составляют goodwill компании.
А что такое goodwill? Экономический термин - величина равная покупной стоимости компании за минусом справедливой рыночной стоимости чистых активов (стоимости всех ее активов и обязательств по бухгалтерскому балансу). То есть это дополнительные деньги (сверхнормативная прибыль и иные выгоды – настоящие и будущие). Звучит, конечно, очень аппетитно, при этом стоит помнить, что сформировать положительный goodwill компании не просто. А еще это нельзя сделать быстро.
И если ранее вы не особо вкладывались в формирование деловой репутации компании, то сейчас хорошее время для того, чтобы начать инвестировать в деловые отношения.
Уже кое-что про деловые подарки я писала, но для полноты картины хочется добавить несколько значимых штрихов. И в первую очередь напомнить о том, что устойчивые деловые связи составляют goodwill компании.
А что такое goodwill? Экономический термин - величина равная покупной стоимости компании за минусом справедливой рыночной стоимости чистых активов (стоимости всех ее активов и обязательств по бухгалтерскому балансу). То есть это дополнительные деньги (сверхнормативная прибыль и иные выгоды – настоящие и будущие). Звучит, конечно, очень аппетитно, при этом стоит помнить, что сформировать положительный goodwill компании не просто. А еще это нельзя сделать быстро.
И если ранее вы не особо вкладывались в формирование деловой репутации компании, то сейчас хорошее время для того, чтобы начать инвестировать в деловые отношения.
При этом стоит помнить несколько ключевых вещей:
• Деловой подарок – значит, способствующий делу. То есть у него есть бизнес-функция. Он должен быть связан с делом (пусть даже метафорически), но не привязан за уши. О параметрах, которые нужно учесть при выборе делового подарка я подробно писала в статье «Деловой подарок. Как сделать акт дарения эффективным инструментом бизнеса?»
• Несмотря на то, что подарки обычно связанны с эмоциями, деловой подарок должен быть выбран с умом (расчетливо). От него должна быть польза, причем для обеих сторон – как для Дарителя, так и для Получателя. В идеале деловой подарок должен приближать к некоему ожидаемому результату. И этого не нужно стесняться. Подарки издавна дарили с экономическими целями - это норма деловых трансакций. Однако, управляя поведением Получателя подарка (пытаясь оказать на него влияние) важно не переборщить, иначе реакция может быть прямо противоположной ожидаемой.
• Прямой взаимосвязи между фактической стоимостью делового подарка и количеством денег, которые заработаны в сотрудничестве с деловым партнером, которому он преподносится нет.
• Подарок может быть дорогим и бестолковым, а может иллюстрировать народную мудрость – мал золотник, да дорог или – хороша ложка к обеду. Главное – попасть в точку. Так что скромный бюджет для грамотного делового подарка не помеха. Фактическая цена подарка и его субъективная оценка Получателем могут сильно различаться.
• «Богатая» компания не всегда делает дорогие подарки. Хотя, стоит учесть, что ожидания «особенного» со стороны потенциального Получателя все же есть. Поэтому стоит подумать о том, какие подарки будут преподноситься при наличии небольшого бюджета. Может быть «умные» или «внимательные»? Обманывать ожидания Получателя не хорошо, но грамотно хитрить допускается.
• Через подарок осуществляется невербальная коммуникация, т.е. передается сообщение. Каким оно будет, зависит, во-первых, от того, что вы в подарок как носитель информации заложите (какой смысл), во-вторых, от того, как расшифрует и оценит его Получатель, которому он предназначен. При этом сообщение, которое было заложено Дарителем в подарок может отличаться от того, как интерпретирует и поймет его Получатель. И кстати, важно помнить, что неправильных Получателей, которые неправильно понимают сообщения, заложенные в подарки, не бывает.
В качестве иллюстрации приведу распространенную ситуацию: Даритель желая подчеркнуть некие качества Получателя дарит ему «оригинальный» со своей точки зрения подарок, а Получатель воспринимает его как «бесполезный» и «бессмысленный». Частые «косяки» случаются также с подарками с «чувством юмора», ведь то, что смешно одному, не покажется забавным другому. Подарок может быть воспринят как «обидный», «дурацкий» или в лучшем случае «не соответствующий».
В общем, в ситуации дарения очень важна «обратная связь» от Получателя подарка. Однако, если подарок передавался через посредника или был оставлен в ожидании адресата, то что называется «до востребования» непосредственную обратную связь получить затруднительно. Придется довольствоваться «официальной обратной связью», которую можно получить, например, в сопутствующем телефонном звонке. Сопровождать процесс дистанционной передачи подарка важно. Как минимум это позволяет понять:
- Нашел ли подарок своего адресата
• Деловой подарок – значит, способствующий делу. То есть у него есть бизнес-функция. Он должен быть связан с делом (пусть даже метафорически), но не привязан за уши. О параметрах, которые нужно учесть при выборе делового подарка я подробно писала в статье «Деловой подарок. Как сделать акт дарения эффективным инструментом бизнеса?»
• Несмотря на то, что подарки обычно связанны с эмоциями, деловой подарок должен быть выбран с умом (расчетливо). От него должна быть польза, причем для обеих сторон – как для Дарителя, так и для Получателя. В идеале деловой подарок должен приближать к некоему ожидаемому результату. И этого не нужно стесняться. Подарки издавна дарили с экономическими целями - это норма деловых трансакций. Однако, управляя поведением Получателя подарка (пытаясь оказать на него влияние) важно не переборщить, иначе реакция может быть прямо противоположной ожидаемой.
• Прямой взаимосвязи между фактической стоимостью делового подарка и количеством денег, которые заработаны в сотрудничестве с деловым партнером, которому он преподносится нет.
• Подарок может быть дорогим и бестолковым, а может иллюстрировать народную мудрость – мал золотник, да дорог или – хороша ложка к обеду. Главное – попасть в точку. Так что скромный бюджет для грамотного делового подарка не помеха. Фактическая цена подарка и его субъективная оценка Получателем могут сильно различаться.
• «Богатая» компания не всегда делает дорогие подарки. Хотя, стоит учесть, что ожидания «особенного» со стороны потенциального Получателя все же есть. Поэтому стоит подумать о том, какие подарки будут преподноситься при наличии небольшого бюджета. Может быть «умные» или «внимательные»? Обманывать ожидания Получателя не хорошо, но грамотно хитрить допускается.
• Через подарок осуществляется невербальная коммуникация, т.е. передается сообщение. Каким оно будет, зависит, во-первых, от того, что вы в подарок как носитель информации заложите (какой смысл), во-вторых, от того, как расшифрует и оценит его Получатель, которому он предназначен. При этом сообщение, которое было заложено Дарителем в подарок может отличаться от того, как интерпретирует и поймет его Получатель. И кстати, важно помнить, что неправильных Получателей, которые неправильно понимают сообщения, заложенные в подарки, не бывает.
В качестве иллюстрации приведу распространенную ситуацию: Даритель желая подчеркнуть некие качества Получателя дарит ему «оригинальный» со своей точки зрения подарок, а Получатель воспринимает его как «бесполезный» и «бессмысленный». Частые «косяки» случаются также с подарками с «чувством юмора», ведь то, что смешно одному, не покажется забавным другому. Подарок может быть воспринят как «обидный», «дурацкий» или в лучшем случае «не соответствующий».
В общем, в ситуации дарения очень важна «обратная связь» от Получателя подарка. Однако, если подарок передавался через посредника или был оставлен в ожидании адресата, то что называется «до востребования» непосредственную обратную связь получить затруднительно. Придется довольствоваться «официальной обратной связью», которую можно получить, например, в сопутствующем телефонном звонке. Сопровождать процесс дистанционной передачи подарка важно. Как минимум это позволяет понять:
- Нашел ли подарок своего адресата
- Какова оценка подарка адресатом
- Насколько он понял (правильно интерпретировал) то метафорическое сообщение, которое было заложено Дарителем в подарок
- Нужно ли исправлять, корректировать ситуацию (в случае, если что-то пошло не так)
- Ну, и сделать предварительную оценку того, продвинулись ли вы посредством акта дарения к своему ожидаемому результату
- Деловой подарок – это не всегда материальный объект, некая физическая вещь. Это может быть также услуга (например, бесплатная демо-услуга), индивидуальная скидка на продукцию, посредничество в завязывании деловых связей и т.д.
• Повод или Причина для дарения делового подарка – это не всегда некая общепринятая или индивидуально- значимая дата. Иными словами, повод можно создать самостоятельно, а не дожидаться «подходящего» случая. При этом важно учитывать, что есть официальные даты (поводы), с которыми связано ожидание подарков.
• Выбрать правильный подарок – сделать только половину дела. Важно грамотно его подарить. Большая часть актов дарения оказывается безнадежно испорченными ошибками, связанными с передачей подарка
• С одной стороны, деловой подарок может быть инструментом управления поведением Получателя, а с другой, Получатель может инициировать вручение не случайного подарка, то есть управлять поведением Дарителя для достижения своих целей. Это нормально для деловых отношений. Но всегда важно понимать, что именно происходит – кто кого танцует в ситуации деловых подарков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий