пятница, 4 июня 2010 г.

Событие как ресурс. Инструкция по эксплуатации

Просмотрев предыдущую заметку свежим взглядом, полагаю, что имеет смысл некоторые вещи обозначить более четко и внести небольшие, но значимые дополнения.

Раннее я отмечала, что СОБЫТИЕ – это нематериальный ресурс, воспользоваться которым можно в течение определенного времени и использование его должно быть так или иначе связанно с темой события.

Основные компоненты СОБЫТИЯ – это:

Время (Когда?) и Место (Где?)
Тема события - причина/повод/возможность/разрешение (Что? Почему? Из-за чего?)
Правила (Что можно и нужно? А что нельзя или не желательно?)
Люди – событчики (Кто?)
Общее действие (Что делают?)
Результат - итоговое состояние (Что произошло?)

То есть СОБЫТИЕ – это ограниченный период времени, в течение которого не случайные люди собираются в неслучайном месте для осуществления какого-либо совместного действия, связанного с темой события и ограниченного установленными правилами поведения. Любое событие имеет итоговое состояние (некий совместный результат).

Для того, чтобы извлечь из события личную пользу (то есть иметь личный результат) ее необходимо:

• запланировать (заранее создать образ желаемого результата)
• использовать  незапланированные возможности

То есть до начала события у вас должны быть ответы на следующие вопросы:

Каковы ваши актуальные цели?
• Что конкретно вы хотите получить от события (ожидаемый результат)?

Стоит помнить, что событие – это ограниченный период времени, поэтому к планированию локального результата имеет смысл подходить разумно. Результат необходимо описать как количественными, так и качественными параметрами.

Приведу распространенный пример:

Предположим, что в настоящий момент вы планируете очередную ступень своей деловой карьеры. Вы знаете свою целевую должность и сферу, в которой планируете развиваться, обладаете достаточным образовательным уровнем и имеете профессиональный опыт, который позволяет вам претендовать на более высокую позицию. Однако, в компании, в которой работаете в настоящее время, не видите перспектив и не имеете такого значимого ресурса для продвижения как протекция. Ваш круг общения ограничен и в нем нет никого, кто мог бы посодействовать реализации ваших планов, поэтому вы заинтересованы в расширении круга своих деловых связей. В данном случае главная цель - конкретная должность, а промежуточная – знакомства с людьми, которые могут оказать помощь в достижении цели. Безусловно, вам нужны не случайные знакомства, которые с большей степенью вероятности могут быть приобретены в процессе участия в релевантных событиях, имеющих в своем сценарии часть для неформального общения.

Итак, актуальные цели: конкретная должностная позиция
Ожидаемый результат от события: не случайные знакомства (с людьми из определенных компаний, областей деятельности, лицами, принимающими решение), предполагающие возможность дальнейшего общения (для чего должен состоятся обмен контактными данными).
Количественные параметры результата: как минимум на два полезных знакомства в течение одного события.

Далее важно озадачится вопросом:

Каким образом вы поймете, что достигли ожидаемого результата? Каковы маркеры степени достижения результата?

В данном случае речь идет о планировании системы оценки степени эффективности участия в событии. Индикаторы могут быть как качественные (субъективно-эмоциональная оценка произошедшего), так и количественные. Своевременное планирование данных индикаторов позволяет произвести по итогам план-фактный анализ.

Продолжая пример:

Маркеры степени достижения запланированного результата:
- кол-во обменов визитными карточками с людьми, релевантными вашей цели 
- кол-во повторных контактов с новыми знакомыми, в процессе которых вы передали информацию о том, что вас интересует
- факт получения целевой должности

Если обмены контактами состоялись, но люди, с которыми вы познакомились, не могут приблизить вас к достижению цели, при этом готовы к продолжению знакомства, можно считать, что ожидаемый результат не достигнут, но вы все равно приобрели дополнительные возможности.
Если знакомство ограничилось обменом контактными данными, но далее не продолжилось, эффект от участия в событии равен нулю. Хотя, быть может, вы получили какую-либо важную информацию, что влияет на  качественную оценку результата.

В начале заметки я представила основные компоненты события в виде перечня, теперь предлагаю взглянуть на них под другим углом зрения – в виде следующей формулы:

Время + Место + Тема + Правила + Люди = специально созданная СРЕДА для совместной деятельности (каким-либо образом связанной с темой)

Дальнейшим этапом является соотнесение имеющегося ресурса (среды) с планами, ведь событийная среда – это не только возможности, но и ограничения (связанные с темой события, установленными правилами, временными рамками и составом событчиков). Соответственно, встают вопросы:

Является ли конкретная среда (событие) подходящим ресурсом для того, чтобы получить ожидаемый результат или нет?
• Как можно использовать конкретную среду? (Каковы возможности среды?)

Второй из вопросов актуален в ситуации, когда вы не можете отказаться от участия в событие, казалось бы нерелевантном вашим целям. Но даже в этом случае, вы можете получить что-то для себя полезное, допустив мысль о том, что это возможно и проанализировав собственные возможности среды.

Кроме этого, соотнесение события с планами позволяет ранжировать их по степени значимости, в том случае, когда необходимо сделать выбор между несколькими, присутствовать одновременно на которых вы не сможете. Однако, при формировании своего событийного графика, важно помнить, что те события, которые могут быть для вас не очень ресурсными, значимыми и важными людьми могут оцениваться иначе. Иными словами, необходимо уметь смотреть на события не только своими глазами (исходя из личных целей), но и глазами других людей (ибо их цели могут отличаться от ваших). Безусловно, это сложно, но с практикой приходит. Поэтому обозначим дополнительный (корректирующий) вопрос, который важно задавать:

• Как оценивают конкретное событие другие, в том числе значимые для вас люди?

Напомню, что события различаются по субъективному отношению к ним участников:

• более важные для себя
• более важные для других
• имеющее высокое значение для многих участников
• незначительные для многих участников

Имеет значение также и то, кто является автором и организатором данного события, какова ваша роль в нем (или роль значимых для вас людей), является ли оно уникальным или повторяющимся и каковы иные его характеристики, перечисленные мною в заметке «Характеристика событий».

Продолжая пример:

Человек, в контакте с которым вы заинтересованы, тоже имеет свои цели и может бывать там, где вас нет. И наоборот.

Кроме этого, важно произвести оценку рисков. Всегда стоит помнить о том, что мы предполагаем, а жизнь располагает, поэтому планы планирующего могут быть нарушены чем-либо извне. Часть этих рисков (угроз) можно предусмотреть заранее. Предупрежден - значит, вооружен и имеешь возможность продумать способы нейтрализации данных рисков. Кроме этого анализ рисков позволяет скорректировать запланированный результат, представив его в более реалистичном виде. В связи со сказанным выше, имеет смысл добавить еще пару вопросов:

Может ли в конкретной событийной среде быть что-то такое, что может препятствовать реализации ваших планов (получению запланированного результата)?
• Как нейтрализовать прогнозируемые риски?

Продолжая пример:

Находясь в процессе охоты на знакомства, имеет смысл помнить, что люди, которые нужны вам, могут сознательно избегать контактов с «потенциальными просителями». Или быть ориентированными на поиск связей с теми, кто интересен им самим. Для вас это риски, угрозы способные нарушить планы.

Как-то само собой напрашивается проведение SWOT-анализа. Однако, событие имеет смысл анализировать не только «до» и «после», но и контролировать в процессе, для того, чтобы иметь возможность своевременно реагировать на отклонения от плана. Иными словами, важно запланировать результат и систему оценки степени его достижения, но и систему мониторинга за текущим состоянием.

Самая простейшая система мониторинга состоит из трех элементов:

Реперных точек, разделяющих общую продолжительность события на временные интервалы
Контрольных вопросов, позволяющих регистрировать промежуточные результаты
Решений о дальнейших действиях (изменить запланированных ход событий или же предпринять усилия для того, чтобы следовать намеченному плану)

В общем, как говорится, нет ничего сложнее простоты. Однако не стоит пугаться трудностей: любой музыкант, прежде чем сыграть сложное произведение сначала тренируется играть отдельные гаммы. В искусстве управления событиями действуют те же правила, соответственно, предварительно стоит потренироваться использовать отдельные элементы. Со временем, то, что требовало контроля, будет происходить практически автоматически и приносить больше удовольствия и пользы.

В завершении заметки отмечу, что ко всему, что связанно с планированием жизни имеет смысл относится без фанатизма, и всегда помнить мудрость – жизнь шире планов. Бывают случаи, когда лучше (и выгоднее) отступить от изначальной задумки и следовать логике конкретной ситуации. При этом мне хочется надеяться, что предложенная мною «инструкция» поможет увеличить число эффективных юзеров ресурсов, которыми полна повседневная жизнь.

«Время – деньги»
В оригинале - Time is money.
Из сочинения «Совет молодому купцу» (1748) Бенджамена Франклина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий