пятница, 23 апреля 2010 г.

Управление событиями


Многие до меня много-много раз отмечали, что для человека, строящего карьеру построение системы связей (и соответственно, коммуникативность) многократно важнее профессиональных знаний в какой-либо области. В большинстве своем в борьбе за позицию профи проигрывают тем, кто владеет искусством быть в нужное время в нужном месте и находить там нужных людей. Увы, несмотря на то, что я с большим уважением отношусь к тем людям, которые делают ставку на профессионализм , хорошее образование и "профильные" знания в конкретной области, вынуждена признать, что этого мало и не гарантиреут успеха. Более успешно карьера складывается у тех, кто управляет своими связями и уделяет пристальное внимание коммуникациям. То есть живет не просто профессиональной, но и активной деловой жизнью.

Круг общения «профи», в котором их знают и уважают, обычно, ограничен (если, конечно, мы не говорим о выдающихся профессионалах, коих единицы). Но они об этом не задумываются, считая свою компетентность и опыт «говорящими сами за себя», а проблемы начинают испытывать, когда оказываются вне привычного круга - там, где их лично не знают. Что тогда мы можем услышать? Распространенный случай: «Я был уверен, что со своим профессиональным уровнем я всегда буду востребован» Увы, нет. Ни опыт, ни компетентность, ни профессионализм не умеют разговаривать (говорить сами для себя), и их нужно уметь подавать, продавать и демонстрировать тем, кто может оценить. А это предполагает большой объем социальных (и не случайных) контактов. Но осознание этого зачастую приходит поздно. Однако, лучше поздно, чем никогда.

Сила «коммуникаторов» в том, что они постоянно расширяют и поддерживают свою сеть деловых связей, благодаря чему имеют возможность напрямую получать информацию, предназначенную только для «своих», в нужный момент предложить свои услуги, обратить на себя внимание и т.д. и т.п. Польза связей в том, что они открывают новые возможности, особенно если уметь устанавливать их грамотно.

Новые связи обычно возникают в связи с событиями – причем, самыми разными. То есть события приносят контакты, и наибольший «контактный улов» получают те, кто умеет их использовать (пользоваться случаями).

Отмечу, что события бывают самых разных видов:

• Регулярные (повторяющиеся

• Разовые запланированные

• Случайные (разовые незапланированные)

Также можно выделить общие для всех или многих события (например, ежегодные праздники, профильные выставки и иные крупные деловые мероприятия) и личностно значимые (индивидуальные). Кроме этого, каждому событию можно присвоить свой статус важности, и назначается он в зависимости от актуальных в настоящий момент личных приоритетов и обязательно с учетом отношения к нему значимых других. Иными словами, при установлении статуса важно, чтобы событие было значимо не только в ваших глазах, но и с точки зрения тех, кто важен для вас. В этом, по сути, состоит технология планирования событий.

Но вообще, всегда стоит помнить, что в жизни присутствует некая доля рока, и есть место не только для рационально-правильного, но и для свободы интуиции. Никогда точно не знаешь, какое именно событие твоей жизни может принести очень важный контакт. Бывало, люди тысячи часов своей жизни тратили на посещение "правильных" деловых встреч, а находили то, что им нужно на неожиданном и ничего не обещающем мероприятии. Как говорится - на все воля Господина Счастливого Случая. События важно не только планировать, но и периодически с ними экспериментировать, пробовать разные форматы. Могу отметить лишь то, что самыми полезными обычно являются такие, в которых есть место для «неформальной» части (свободного общения). Тут как говориться, относитесь с уважением к Господину Шансу и сами не плошайте.

Если взять календарь и отметить на нем все события, которые можно заранее запланировать, то у одних получиться весьма плотное и пестрое покрытие, а у других – гораздо более редкое и, что еще более грустно, однообразное. Однообразие – это уже практически замкнутый круг, который не так-то легко покинуть, в случае необходимости. Кроме того «постоянный круг контактов» - это еще и ограниченная по объему информация. Увы, но то, что обеспечивает ежедневный комфорт одновременно является ограничением.

Неожиданно вы обнаружили, что ваш круг контактов узок и желаете его расширить? Отлично. А как вы планируете это сделать? Согласитесь, что если вы начнете бессистемно ходить в разные места и посещать мероприятия, на которых ранее не бывали, он сам собой не организуется. Вероятность, вы, конечно, повысите, но кроме этого имеет смысл освоить науку управления событиями и создать систему формирования личной «контактной базы», а также научится не только создавать, но и поддерживать связи, чтобы они были «работающими».

В общем, событийные графики, приносящие контакты, которые могут в дальнейшем трансформироваться в устойчивые деловые связи очень важный элемент в арсенале человека, имеющие большие планы на жизнь. Над их созданием имеет смысл хорошенько потрудиться. Кроме этого, отмечу, что сам факт «явки» - это не более чем половина дела. Значение имеет также мастерство «короткой» беседы (ведь, обычно, первичный контакт с новым человеком краткосрочен) и избранная техника самопрезентации. Естественно, важно, какой «след» о себе вы оставите – общее остаточное впечатление, визитную карточку или, быть может, что-то еще. Этот момент важно продумать. Все имеет значение, поэтому если вы не обладаете талантом Остапа Бендера от природы, имеет смысл специально отработать ряд навыков, а какие-то приемы ввести в привычку, то есть создать свои личные "наработки". Позвольте спросить: "Есть ли в вашем арсенале козырные карты деловой активности? А какие?"


 «Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов»
Конфуций



четверг, 22 апреля 2010 г.

Карьера Бога

Как-то вошло в традицию считать, что карьера – это поступательное движение снизу вверх, однако, на практике есть масса других вариантов. В том числе такой парадоксальный стиль построения карьеры, который можно проиллюстрировать цитатой Эшли Бильянт: «Если ты хочешь стартовать сразу с вершины своей профессии — изобрети свою собственную профессию». В общем, как это ни странно звучит, но действительно можно стартовать сразу сверху. Нужен пример? Извольте. Пожалуй, самый простой любезно продемонстрировал нам господин Бог.

Трудно представить себе другой более яркий и наглядный случай. Можно, конечно, поспорить с тем, что быть Богом – это профессия. Это действительно спорно. Хотя… Но если говорить о карьере и рассматривать это слово в широком смысле, то есть в значении «жизненный путь», то у Бога тоже есть карьера. Как она выглядит? Пожалуй, так:

Изначальный (Единственный) → Первый (Всевышний, Царь Небесный )

Карьера – явление не столь личное, сколь социальное, потому что «должность», «позиция» - это в том числе показатель статуса, некий знак отличия от других. Не знаю, был ли Бог изначально властолюбцем и честолюбцем и сделал по этому поводу людей ("рабов божьих"), чтобы стать для них самым главным или ему просто стало в какой-то момент скучно и захотелось создать что-то по образу и подобию своему, а уж потом понадобилось как-то выделится и закрепить свой статус. Но факт остается фактом – сейчас он Всевышний и не любит конкурентов в этом вопросе. Об этом можно судить как минимум по тому, как он отреагировал на посягательства Люцифера на Небесный Трон и претензии на равенство с собой и даже превосходство. Как мы знаем, конфликт этот до сих пор не исчерпан. И теперь у нас есть два первых – один официально возглавляет светлые силы, другой – темные.

Одно время, мне казалось, что Бога можно считать самым первым проектным менеджером (к слову о профессии), но в последнее время появились сомнения. Вроде бы сам акт творения, продолжавшийся 6 дней, происходил поэтапно. Но был ли итоговый результат замыслен изначально, или же творение происходило «по ходу пьесы» и что вышло, то вышло (то есть имел место быть процессный подход и творческий экспромт)? Меня как-то смущает известная фраза «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот хорошо весьма…» Ее можно трактовать по-разному: то ли это оценка ожидаемого (заранее запланированного) результата, то ли констатация полученного факта. Не знаю и, пожалуй, больше не буду гадать, так как все это далеко-далеко в прошлом. А что же сейчас? В чем состоят настоящие функции Бога?

Завершив акт творения на шестой день, то есть в субботу вечером, он отстранился от дел и на седьмой день в воскресенье отдыхал. А далее он присматривал за человечеством, транслировал свои идеи о том, как следует жить, разрушал и созидал, периодически напоминая о своем присутствии. Общение у Бога с человеком напрямую как-то не заладилось, и возникла прослойка профессиональных посредников по данному вопросу – духовенство, которое получило возможность интерпретировать исходящие от первоисточника сигналы, придавая им выгодную форму. В настоящий момент создана грандиозная сеть филиалов и представительств Бога на земле – церкви, монастыри и прочие организации. Отмечу, что священнослужителям также не чуждо стремление делать карьеру. Я бы даже сказала - очень даже не чуждо.

В общем, много на свете карьеристов. И самый первый и главный из них господин Бог со своей особенной карьерой. Так что держим равнение на самого-самого и дерзаем, не забывая при этом о том, что не стоит замахиваться на сакрально-божественный статус. Тут у нас то, что называется «стеклянный потолок». У Бога, правда, тоже есть ряд формальных ограничений – как говориться статус обязывает («деловая репутация»), хотя, в принципе, для него нет ничего не возможного. Кстати, оцените силу личного бренда. А интересно, можно ли оценить его личный goodwill? И, я прошу прощения за занудство, но все-таки мне не понятно: проектный у Бога подход или все-таки процессный?

Иероглиф делового успеха


Не люблю жить в рациональном мире. Время от времени мне нравиться вносить в него разнообразие, поэтому я очень люблю символику. И это очень полезно, поскольку думаем мы одновременно двумя полушариями – левым (отвечающим за логические умопостроения, любящим конкретные слова, цифры, подробности) и правым (иррациональным, целостно и эмоционально воспринимающим мир, любящим изображения, метафоры). И если мы даем пищу одновременно тому и другому – это позволяет нам подключить все наши ресурсы.

Человек придумал гениальный способ объединить слово и рисунок в единое целое – иероглиф. Причем, отмечу, что очень много полезного можно с этим изображением делать – во-первых, просто на него смотреть как на некое напоминание, указание, план, программу (и даже использовать для медитации); во-вторых, рисовать – то есть повторять начертание, копировать, воспроизводить; и, конечно же – психологически настраиваться на успех, ощущать его доступность, визуализировать в качестве чего-то осязаемого, материального.

Интересно, что данный иероглиф одновременно выражает как бизнес, так и творческий успех, распространяется как на процессы связанные с построением карьеры, так и на создание собственного дела, привлечение партнеров и клиентов. То есть одновременно выражает собой широкий комплекс понятий.

Однако, можно возразить, что иероглиф – этот все-таки изображает некий «китайский деловой успех». Принимается. Тем более, что личный деловой успех можно изобразить лишь личностно значимым символом. Поэтому, спешу задать следующий вопрос: «Что является символом вашего личного делового успеха?»

Даю время подумать над этим. Сколько хотите…

И, конечно, желаю до чего-нибудь обязательно додуматься. Поскольку посредством символа можно выразить гораздо больше и точнее, чем сказать словами. А еще, правое полушарие является более древним и храниться там то, что более молодому левому даже и не снилось…

Хотите деловой успех?

Деловой успех - мечта, майа, вкусная "морковка" для многих карьеристов. Зачем она  нужна?  Просто когда у вас есть Мечта  (обязательно с большой буквы) она дополнительно ускоряет ваше движение, как бы притягивая к себе.  Кроме этого, настоящая Мечта помогает не потеряться в лабиринте разнообразных возможностей, то есть побуждает двигаться и хотеть в определенном направлении.

Вы хотите деловой успех? Отлично. А знаете, что это такое? Забавно, но ответ на данный вопрос, отнюдь, не очевиден. Попробуйте, например, на досуге найти общепринятое определение делового успеха. А после этого сформулировать свое собственное понимание. Кстати, можете считать это первым и обязательным домашним заданием, поскольку определить то, что вы хотите достичь никто кроме вас не сможет. Лично я чуть не офигела, пока этот ребус решала. Но это возможно.

Если говорить о деловом успехе в целом, то хочется отметить нижеследующее:

1. Он бывает разным по продолжительности:

• Краткосрочным, одноразовым как вспышка

• Эпизодическим, когда имеют место быть несколько ярких краткосрочных вспышек

• Устойчивым, долгосрочным

• Трансцендентным – то есть превышающим продолжительность периода деловой активности и даже физической жизни

2. Ключевыми элементами делового успеха являются:

• Материальный, финансовый успех

• Публично - социальный успех – то есть награда признанием ваших заслуг, выделение в особую категорию «успешных людей» и «победителей»

• Право оказывать влияние – авторитет и право быть ведущим

• Особое, внутреннее ощущение себя на своем месте

3. Деловой успех бывает также личным (индивидуальным) и групповым (командным)

4. А еще у него есть такие внешние атрибуты как:

• широко известное имя и идентификация с какой-либо областью деятельности (имидж, бренд), то есть публичность - выход информации о вас за пределы вашей непосредственной деловой среды

• наличие хорошей деловой репутации (то есть признание непосредственно в вашей деловой среде, к которой относятся коллеги, профильные профессионалы, эксперты и критики, разные контрагенты и конечно конкуренты

• высокая личная стоимость и определенное качество жизни

• причисление к определенному кругу людей «счастливчиков», «избранников», «элиты» - то есть некий эксклюзивный статус

• внимание, ориентация на персону других людей, даже желание подражать, быть похожим на носителя «делового успеха» - то есть наличие последователей

В общем, деловой успех складывается из социального, личного (внутреннего) и материального удовлетворения. Дальше рассказывать не буду – сами думайте.

В завершении темы, задам лишь такой вопрос: «Как понять, что ты достиг делового успеха?»

Ответы на него я слышала разные. Многие из них интересные, но лично мне больше всего нравиться следующий: «Когда другие называют тебя успешным человеком и тебе нечего им возразить». Хотя... сразу хочется поинтересоваться: "А как переживается деловой успех внутри?"

Но вообще, важно придумать свои персональные маркеры достижения делового успеха, и они станут мерилом и компасом по жизни. Но это, как говорится, не более чем частное мнение. Можете жить и без них.