пятница, 4 марта 2011 г.

HR-MAFIA

Казалось бы, что может быть скучнее и банальнее «Мафии»? Особенно после того, как ее хорошенько пропиарили (читай – подзатаскали и замусолили) на TV.

Но не тут-то было! Старушка неожиданно воскресла и предстала перед изумленной публикой в своем обновлено-апгрейченном варианте! Как говориться, здрасьте, давайте познакомимся, меня зовут – HR-MAFIA!

Идея создания игр серии HR-MAFIA принадлежит семейной чете Валинуровых, которые основали свой семейный клуб – Valinurov's Mafia-Club - http://mafiahr.ru/

Первая игра сезона прошла 10 июня 2010 года. На нее были приглашены hr-директора крупных компаний. Далее, в течение летнего сезона регулярно проходили полуфинальные игры. Среди участников и финалистов игр отметились: Александр Сивогривов (экс hr-директор компании «Евросеть»), Людмила Цацкина (. руководитель направления развития персонала, компания Unilever), Екатерина Котельникова (Руководитель регионального отдела персонала, компания Х5 Retail Group) и другие hr-ры известных компаний.

Причем, стоит отметить, что HR-MAFIA сменила не только название. Для данной серии игр были разработаны эксклюзивные hr-карты, отличающиеся от традиционных. В колоде появились «хедхантеры», «дон мафии» превратился в «матерого хэдхантера», «мирные жители» «трудоустроились» «сотрудниками компании» и защищает их не «комиссар», а «директор по персоналу». В общем, все очень концептуально!

Да, и еще – в HR-MAFIA никого не убивают, а «увольняют». Кроме этого в игре появилось ДМС - Добровольное Мафиозное Страхование для финалистов игры от партнера игр. И вообще, игры от одной к другой обрастали понтами - сопровождались выступлениями эстрадных звезд, театральных коллективов, фуршетами, дегустацией вин и прочими развлекательно-приятственными штуками и ценными призами. В том числе бриллиантовыми.

Зачем все это нужно? Дело в том, что игра – это приманка. Интересный маркетинговый ход, позволяющий вытащить hr-ов из своих кадровых норок на блеск зажженных праздничных огней. В анонсе игры обозначено: «Любой hr-специалист, посетивший стенд Корпорации “Business Connection” и оставивший свою визитку, получит возможность выиграть участие в игре HR-Мафия и получить много полезных призов». Отличный ход! Браво! Игра-охота на hr-ов!

среда, 2 марта 2011 г.

Вступить в деловую игру?!

Вступить в деловую игру?! Это вполне уже можно сделать, так как несколько российских и не совсем российских компаний имеют собственные бизнес-игры. Среди них: МТС, «ВымпелКом», «Тройка Диалог», «Фармстандарт», X5 Retail, L’Oreal, Danone, «Филип Моррис», «БАТ Россия» и другие.

Например, у компании «АльфаСтрахование» есть собственная настольная игра, в которой двадцать менеджеров, разбившись на четыре команды, рассаживаются за игровыми досками и начинают передел страхового рынка в вымышленном городе Альфаграде. В Росстрахе играют в другую «игрушку» про страховой бизнес — компьютерную. В DHL Express другая игра с нарисованными улицами, игрушечными автомобильчиками, в которой нужно управлять потоками грузов и считать финансы. Есть свой компьютерный стимулятор телекоммуникационного бизнеса и у МТС.

Для любопытствующих могу предложить ссылку ролик об игре «Добро пожаловать в DHL!» с русского Forbes - http://www.forbesrussia.ru/node/51697 Правда, он грузится почему-то медленно, но самые терпеливые обязательно дождуться!

вторник, 1 марта 2011 г.

Теория игр и менеджмент

Да, кризис однозначно спровоцировал интерес к игровой активности. Причем, у взрослых, не по-детски настроенных ученых мужей. Например, в 2010 году состоялось несколько событий, посвященных игровой теме. Пару из них упомяну:
 
• 16 июня 2010 года на кафедре высшей математики факультета экономики ГУ Высшей школы экономики состоялся научный семинар на тему «Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике», на котором с открытой лекцией «Покер: интеллектуальный спорт или азартная игра (научный анализ соотношения риска и мастерства в покере)» выступил Сергей Жолков (профессор РГУ нефти и газа им. Губкина, ГУ-ВШЭ).
 
• А 28- 30 июня 2010 Высшая школа менеджмента СПбГУ и Факультет прикладной математики - процессов управления СПбГУ провели четвертую (!) международную конференцию «Теория игр и менеджмент» (GTM 2010). Тематика конференции включала вопросы приложений теории игр в следующих областях менеджмента: стратегический и международный менеджмент, отраслевая организация, маркетинг, управление операциями, государственное управление, финансовый менеджмент, управление персоналом, управление энергетикой и ресурсами, проблемы управления охраной окружающей среды; теоретические и прикладные исследования по динамическим, дифференциальным и эволюционным играм, стохастическим играм, обучающим и адаптивным играм, кооперативным играм. Ну, а в 2011 году уже запланирована пятая - http://www.gsom.pu.ru/gtm2011/
 
Игровой тренд очевиден и это не единственные его ласточки. Но зачем и для чего играют люди? И вообще, что такое игра?
 
Ответ прост: игра это уникальный своей полезностью вид деятельности. Вопреки расхожему представлению то том, что игра – это форма отдыха и развлечения, игра – это развитие (физическое, интеллектуальное, эмоциональное и т.д.). И она полезна не только детям, но и взрослым. Кстати, у игры есть продукт, и это не выигрыш или проигрыш, а внутренние изменения – новые паттерны поведения, изменения в области мыслительных процессов и многое другое. Иными словами, играя можно превзойти самого себя, перепрыгнуть через барьеры своего мышления и ограничений, задействовать тот ресурс, который в обычной жизни не используется, дать свободу воображению и разрешить себе быть раскованным и креативным. Главное – правильно подобрать свою развивающую игру и достойных партнеров.

понедельник, 28 февраля 2011 г.

Синектика - игра в неуместность

Да, конечно, все это очень свежо и симпатично звучит – «инновационное мышление», «нестандартномыслие», «выход за пределы рамок, стандартов и клише». Но вот как это сделать?

На самом деле методов существует не мало. И один из них «синектика» (synectics) - является усовершенствованием известного всем “мозгового штурма». Представляет собой методику психологической активации творчества. Разработан В.Дж.Гордоном аж еще годах в 50-60х прошлого века, и с тех пор успел принести массу плодов своего использования. В общем, проверенный практикой метод. Но, скажу сразу, не простой и не всем доступный.

На чем он основан? На способности мозга строить ассоциативные связи между казалось бы не совместимыми вещами. Но это только на первый взгляд. А вот если взглянуть под другим углом, точнее – представить задачу в виде образа, то можно получить весьма и весьма неожиданные результаты.

Если сформулировать суть коротко, то это будет так:

Синектика – групповой метод, в котором создаются условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче. Применяются четыре типа аналогий - прямая, символическая, фантастическая, личная. И если наблюдать за процессом со стороны и не понимать, что происходит, то можно подумать, что его участники галлюцинируют…