пятница, 28 мая 2010 г.

Свежие деловые события в семейных труселях!

Пока я раздумывала о том, какой же пример делового события мне привести, для того, чтобы оживить и проиллюстрировать классификации и таблицы, представленные вашему вниманию в майских заметках - «События в жизни», «Характеристика событий», «Классификация событий деловой жизни», и «Ключевые функции деловых событий» - незаметно подкрался «День российского предпринимателя», который носит статус «профессионального праздника», но является пока еще молодым, новым событием деловой жизни.
 
Основанием для его размещения в календаре является Указ № 1381 (Д) «О дне российского предпринимателя», подписанный 18 октября 2007 года, согласно которому он отмечается 26 мая. Предполагается, что необходимость проведения данного профессионального праздника является следствием перемен в российской экономике, происходящих в последние десятилетия.
 
Поскольку традиции пока еще не появились, этот день сопровождается разнообразным креативом и экспериментированием. Появляются вопросы: "Уместно ли поздравлять предпринимателей в этот день? И если да, то, каким образом?"
 
На этот счет есть простое соображение – как минимум можно воспользоваться случаем, освежить и поддержать деловой контакт (телефонным звонком, sms-сообщением, электронным письмом, традиционной или flash-открыткой), возможно, лично встретиться с «полезными» и значимыми людьми своей страты, например, приурочить к данному дню некое локальное деловое событие, служащее целям формирования и поддержания статуса или деловых связей и даже приготовить ни к чему не обязывающие сувениры (такие, чтобы не смутить участников отсутствием возможности встречного поздравления). Уместны будут подарки с использованием символов делового успеха или сувениры на бизес-тему с умеренным чувством юмора, возможны, книги и автобиографии достигших успеха людей, известные или новые издания профессиональной литературы.
 
Если говорить о праздновании данного дня на уровне города и страны, то среди развлечений предпринимателям были обещаны вполне традиционные для деловой жизни, отнюдь не праздничные собрания, семинары, форумы, круглые столы, посвященные проблемам малого и среднего бизнеса. В прессе также встречались такие форматы как: торжественные вечера и собрания, благотворительные акции, выставки-ярмарки, спортивно-культурные мероприятии, конкурсы, посещения предпринимателями учебных заведений и успешных предприятий молодежью, активно практиковались награждения предпринимателей органами местного самоуправления символическими грамотами и знаками по типу: «за добросовестный труд», «за становление», «за развитие потенциала» и даже «во славу земли»… В общем, целая куча имиджевых мероприятий подчеркивающих статус, PR- ходов, публичного общения и всяческих демонстраций сотрудничества и взаимодействия (в том числе между властью и бизнесом, бизнесом и незащищенными слоями общества и пр.)
 
В числе прочих, была заявлена такая форма делового события, как АКЦИЯ (от лат. actio — распоряжение, позволение, претензия), отлично вписывающаяся в общую кризисную концепцию и соответствующее тематике дня: «Малый бизнес без штанов – россияне без работы». В списке организаторов которой фигурируют: Всероссийское движение «За честный рынок» при поддержке: НП «Содействие Предпринимателям – арендаторам», Межрегиональный профсоюз предпринимателей «Лига Свободы», Воронежская областная общественная организация «Объединение предпринимателей», Объединение Малых Предпринимателей г. Тулы, Российский профсоюз работников среднего и малого бизнеса, Межрегиональный профсоюз водителей профессионалов, НП «Единый союз предпринимателей и фермеров «Содружество», Предприниматели Тушино, Предприниматели Воробьевых гор, Ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга.
 
Данная акция по своему замыслу выражает протест против дискриминации бизнеса и обращена к четырем типам аудитории:
 
• Поименованным в обращении федеральной и региональной власти, как законодательной, так и исполнительной, а также косвенно к власти иного характера – средствам массовой информации
• Своим соратникам по профессии и единомышленникам, готовым оказать поддержку участием
Широкой общественности
 
По своему значению акция является действием, выступлением, предпринимаемым для достижения каких-либо целей, которые были заявлены на сайте общественного «Объединения предпринимателей» следующим образом: www.vdcr.ru/content/view/1979/217/
 
На первый взгляд вроде все очень даже скучно, если бы не одно «но». В акцию была заложена народная метафора - «раздеты до трусов» - именно таким образом воспринимают организаторы положение российских предпринимателей. А вот с этого места, как говорится поподробнее! И действительно, акцию сильно разнообразил и оживил тот факт, что для активных участников предполагался своеобразный дрес-код – семейные труселя (расцветка любая).
 
Надо сказать, что, несмотря на не располагающую погоду, все состоялось как и планировалось – днем в 14.00, 26.05.2010 на Чистопрудном бульваре у памятника Грибоедова. Заинтересованным могу предложить ссылку на статью в Пятница. Ведомости: http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2010/05/28/15850
 
Хочется отметить, что это забавное мероприятие заставляет задуматься - как будет выглядеть продолжение в следующем году. Увидим ли мы когда-нибудь «малый бизнес в шоколаде» или в нас все-таки ожидает «полное «ню»? Но, загадывать пока рано, да и трудно сказать станет ли подобная «акция» устойчивой традицией, сопровождающей данный профессиональный праздник. В общем, сейчас не об этом, а о том, как можно определить данное событие.
 
Сам по себе «День российского предпринимателя» можно трактовать как гибрид между деловым и светским, так как с одной стороны он имеет отношение к деловому сообществу (предпринимателям), а с другой стороны является частью общественной жизни, содержит большой объемом имиджевых и статусных элементов. Поскольку он именуется «профессиональным праздником», то предназначен для определенного круга лиц, который при этом не является закрытым и предполагает активное взаимодействие с иными социальными и профессиональными группами и кругами - молодежью, властью и пр. Праздник запланирован и регулярен, то есть повторяется ежегодно в установленную дату. Организовано данное событие представителями власти, но на локальном уровне есть и другие устроители частных событий внутри целого. То есть предполагается соавторство организаторов разного уровня. Причем, как бы ни пытались организаторы от власти срежиссировать данный день по собственному разумению, локальные инициаторы могут внести коррективы (значимые или не значительные). Как все будет выглядеть в целом и что получиться в итоге - мы узнаем из СМИ.
 
По своему масштабу и количеству участников событие не относится к категории многочисленных и «значимых для многих» (поскольку процент предпринимателей в России не высок), а далее все зависит от субъективной оценки. И кстати, сразу приходят в глову вопросы: «Что думает о дне предпринимателя г-н Ходорковский? А г-н Чичваркин?» А также есть другие вопросы: «В чем функция и цель данного события? Для кого и для чего оно проводится?»
 
Если рассматривать конкретную локальную акцию «Малый бизнес без штанов – россияне без работы», то ее также можно обозначить как одновременно деловое и светское событие, так как активными участниками являются предприниматели и «сочувствующие», озвучиваются протесты и требования, относящихся к малому бизнесу, но сама акция задумана и организована общественной организацией, имеет место быть выражение социального протеста, и рассчитано событие на привлечение внимания. Малый предприниматель рассматривается больше как представитель социального слоя, чем участник деловой жизни.
 
С одной стороны подобное событие можно определить как узкое, локальное, малочисленное, и незначительное, но, в тоже время, оно предназначено не только для "своих", а обращено вовне к неким "другим" – властным структурам и широкой общественности, что существенно расширяет круг пассивных участников. В самом наименовании акции установлена взаимосвязь: «малый бизнес – россияне». Соответственно, акция является одновременно внешним и внутренним событием.
 
Если рассматривать его как «внешнее деловое событие», то можно отнести его к следующим группам и подгруппам:
 
Группа: Расширение и увеличение своих возможностей
Подгруппа: Перспективы и стратегические коммуникации (поиск новых возможностей для достижения будущих целей)
 
Группа: Создание делового имиджа
Подгруппы: Целенаправленное формирование образа себя, позиционирование (как малого предпринимателя «раздетого до трусов», но выражающего публичный протест, требущего внимания и обещающего продолжать "гнать волну"). Формирование «своего круга» единомышленников (привлечение, объединение своих, себе подобных и продвижение своих идей - формирование группы по интересам и призыв к совместному действию)
 
Группа: Текущий мониторинг внешней среды
Подгруппа: Оценка себя и определение текущего места среди других. При этом происходит сравнение себя с крупным бизнесом в России и малым бизнесом в Европе, противопоставление: «малый бизнес – власть», взаимосвязь: «малый бизнес – россияне», а также предполагается мониторинг обратной связи (реакция широкой общественности и разных видов власти, в том числе – средств массовой информации).
 
В свою очередь, если взглянуть на акцию как на «внутренне деловое событие» можно определить его следующим образом:

Группа: Целенаправленное формирование образа себя, позиционирование, информирование о текущем положении и возможностях, возможно, попытка завоевания авторитета, одобрения со стороны своих.

Группа: Активное взаимодействие с внутренней средой. В том числе, формирование - расширение своего круга общения, включения в него новых участников и его структурирование – выделение среди предпринимателей в целом представителей малого бизнеса. Улучшение качества внутреннего взаимодействия (ощущение организованной общности) и использование совокупного ресурса (вместе можно быть громче и заметнее).

Группа: Текущий мониторинг внутренней среды. Оценка имеющегося ресурса, выделение наиболее активных и полезных персон, мониторинг обратной связи и оценка перспектив.

Анализ можно продолжать и далее, рассматривая событие как светское, но сказанного выше достаточно, да и классификацию светских событий я пока еще не приводила, так что не буду бежать впереди паровоза. В общих чертах можно отметить, что со «светской» точки зрения имеет место быть привлечение внимания к себе (демонстративное поведение), элементы развлечения (как самих себя, так и публики), а также возможность выйти за рамки, то есть предстать в новом, неожиданном ракурсе, презентовать какую-то свою новую грань или оказаться в иной среде (непривычной, необыденной, более широкой и разнообразной).

Если же отвлечься от упражнения по классификации, и вернуться к прошедшей акции, то имеет смысл отметить, что организована и проведена она была слабо. Изначальная задумка звучала гораздо ярче, чем исполнение в реальности. Как минимум потому, что многие заменили «семейные труселя» шортами, иные делали попытки натянуть трусы поверх брюк, но большинство из немногочисленных участников своим внешним видом ничего не выражали, кроме смущения. В общем, метафорическое событие не удалось, хотя было отмечено заметками в знаковых изданиях: Ведомостях и Коммерсанте. Общий вывод прост: когда заявлена интересная идея, важно ее качественно реализовать. В противном случае, все будет выглядеть как курьез или клоунада, что и получилось. Серьезно данную акцию вряд ли можно воспринимать. Внимание СМИ получено, но ключевое значение имеет обратная связь, то есть событие и событчики глазами других, а прошло все достаточно беспомощно, наивно и ни о чем.

Хотя, быть может все так и задумывалось? Ведь клоунада и шутовские площадные спектакли давний атрибут праздничного действа и все произошедшее можно считать выступлением любительского театра общества предпринимателей? Однако, как же это все похоже на реальную жизнь, ведь в малом бизнесе часто можно встретить клоунаду и колхозно-любительский подход при предварительной браваде о себе.

В общем, подводя итог всему сказанному выше, скажу следующее о светско-деловом событии «День российского предпринимателя»:

• На властно-государственном уровне оно означает возможность еще раз на публику поговорить о проблемах и кого-то символически наградить (иначе говоря, отметив своим расположением)
• Для общественных организаций и объединений – это повод выпендриться «в тему», привлечь внимание и напомнить о своем присутствии, тем более в месяц, ассоциирующийся с майскими демонстрациями
• А для деловых людей – освежить и поддержать деловые контакты, возможно, подчеркнуть свой статус каким-либо праздничным жестом, то есть поступить истинно по-деловому, осуществив инвестиции в свои нематериальные активы.

Но это не более чем частная точка зрения, возможны и другие: www.vdcr.ru/content/view/1980/176/


«Если двое всегда согласны между собой, значит, думает лишь один из них»
Линдон Джонсон

Ключевые функции деловых событий

 
Деловое событие – это, безусловно, специальное событие. Цели его организации и проведения могут быть различными. В их числе: информирование, позиционирование, представление, привлечение внимания и продвижение, формирование имиджа, установление новых связей и контактов, поддержание взаимоотношений, обсуждение актуальных проблем, проведение переговоров и заключение сделок, текущий мониторинг рынка, поиск новых возможностей, расширение опыта, оценка конкуренции и своей конкурентоспособности на рынке, деловые игры, мозговые штурмы и иные форматы коллективного решения актуальных проблем.
 
На сегодняшний день среди деловых событий наиболее распространены: выставки, презентации, «круглые столы», пресс-конференции и пресс-туры, брифинги, деловые завтраки и ужины, форумы, конференции, конгрессы, специализированные встречи с акционерами и инвесторами, семинары, банкеты, фуршеты, благотворительные мероприятия, деловые игры. Существуют также многие другие форматы. При этом, вполне понятна роль и польза событий данного вида в развитии бизнеса, однако, зачастую в стороне остается тот факт, что они являются также серьезным ресурсом для реализации личных, индивидуальных жизненных целей.
 
Что же нужно для того, чтобы использовать деловые события с максимальной отдачей лично для себя? Как минимум сформулировать свои цели (ибо если ты не знаешь, что хочешь, то не сможешь придумать способ, как это получить), а также полезно научиться различать деловые события по их ключевой функции или пользе, которую они могут принести. Это важно потому что формат деловых событий различен и то, что можно реализовать в одном случае, вряд ли получиться и будет уместно в другом. Поэтому, разобравшись с событиями и их функциями, можно поступить далее следующими способами.

  • Сформировать свои событийные графики, наполнив жизнь подходящими по функциям событиями, способствующими достижению ваших целей

  • Оценить те события (событийный ресурс), в которые вы уже включены и которые у вас запланированы на будущее и извлечь из них максимум того, что возможно.

Отмечу, что второй вариант также очень хорош для тренировки и понимания того, как на практике работает система управления деловой активностью.
 
Естественно, самый лучший способ различения событий – это создание своей собственной, уникальной классификации деловых событий. А для примера, могу предложить вашему вниманию одну из тех вариаций, которые нравятся своим удобством и простотой лично мне.

 
Итак, в числе ДЕЛОВЫХ СОБЫТИЙ имеет смысл различать:

  • Внешние (ориентированные вовне, на ранее незнакомую аудиторию, происходящие в новой среде)

  • Внутренние (ориентированные внутрь, то есть на привычную, знакомую аудиторию, происходящие в среде, которую можно считать своей)

Выделение данных подвидов деловых событий очень важно, так как распространены ситуации, когда люди переоценивают значение одного из них и совершенно упускают из внимания другой. В результате либо оказываются в ситуации замкнутого, ограниченного круга общения и контактов, либо постоянно приобретая новые связи, не работают над поддержанием наработанных контактов и улучшением их качества - то есть вообще не формируют «своего» круга и среды и, несмотря на свою социальную активность оказываются в вакууме.