вторник, 8 июня 2010 г.

Получатель подарка сказал: «Ах…!» Но это была только часть слова


В ситуации дарения быть внимательным к адресату важно не только при выборе подарка, но также и после того, как подарок был вручен, ибо самое интересное только начинается. Наступает время оценки вашего дара получателем и интерпретации того метафорического сообщения, которое вы умышленно или случайно в него заложили. Подчеркну, что фактическая стоимость (цена) подарка отличается от субъективной ценности (того, как оценит его человек, которому он предназначен). Сообщение, которое было заложено Дарителем в подарок (как носитель информации) также может отличаться от того, как интерпретирует (поймет) его Получатель.

Например, Даритель желая подчеркнуть некие качества Получателя дарит ему «оригинальный» со своей точки зрения подарок, а Получатель воспринимает его как «бесполезный» и «бессмысленный». Частые «косяки» случаются также с подарками с «чувством юмора», ведь то, что смешно одному, не покажется забавным другому. Подарок может быть воспринят как «обидный», «дурацкий» или в лучшем случае «не соответствующий».

В общем, в ситуации дарения очень важна «обратная связь» от Получателя подарка. Однако, если подарок передавался через посредника или был оставлен в ожидании адресата, то что называется «до востребования» непосредственную обратную связь получить затруднительно. Придется довольствоваться «официальной обратной связью», которую можно получить, например, в сопутствующем телефонном звонке. Сопровождать процесс дистанционной передачи подарка важно. Как минимум это позволяет понять:

• Нашел ли подарок своего адресата
• Какова оценка подарка адресатом
• Насколько он понял (правильно интерпретировал) то метафорическое сообщение, которое было заложено Дарителем в подарок
• Нужно ли исправлять, корректировать ситуацию (в случае, если что-то пошло не так)
• Ну, и сделать предварительную оценку того, продвинулись ли вы посредством акта дарения к своему ожидаемому результату

Уверена, что многие из вас (если не все) хоть раз в жизни получали «бессмысленные» подарки, которые в лучшем случае можно передарить. А также немало людей смогут вспомнить ситуации, когда подарки вызывали сильные эмоции. Отмечу, что «ах!..ем» мы по разным поводам - как в связи с неожиданными положительно эмоциями, так и с прямо противоположными. В ситуации с деловыми подарками достаточно часто встречаются последние. На моей памяти люди ахали при виде крупногабаритных и тяжелых подношений. В глазах полных изумления и ужаса читались вопросы: «За что? Что я этим буду делать?» (Метафорическое сообщение, переданное через подарок – «мы создаем проблемы») Бывали случаи, когда получатели расстраивались по поводу «испорченных» корпоративной символикой вещей. (Метафорическое сообщение – «мы портим хорошие вещи») Понятное дело, что подарок является носителем информации о Дарителе, но подходить к этому важно с умом, особенно, если вопрос касается дорогих, имиджевых подарков (кожаных портфелей, настольных наборов и прочего). Информация о том, кто подарок сделал должна быть частью подарка, но она «частная», предназначенная в первую очередь для Получателя, а не для всех окружающих. И быть «ходячей рекламой» вашей компании человек может либо не захотеть, либо просто не иметь возможности такого себе позволить. Поэтому когда вы планируете нанести логотип своей компании на дорогую вещь, сопоставьте два элемента - бренд подарка и бренд дарителя (предположу, что логотип «рогов и копыт» вряд ли украсит дорогую марочную вещь, особенно, если сделать его золотым и сияющим). И если очень хочется, чтобы подарок не был передарен или потерял ассоциативную связь с Дарителем, подумайте о бесцветном тиснении, месте расположения и вообще о форме ссылки на источник подарка.

Однако, бывают ситуации, когда подарок с символикой, выставленный на видное место, становиться сигналом о том, что человек является частью некой общности, круга лиц, бизнес-клуба. Но тут важно сто раз подумать – тот ли это случай. Припоминаю, случай, когда руководитель компании просил своего секретаря оттереть с преподнесенного ему в дар набора изысканных хрустальных бокалов жутеобразный логотип компании-дарителя. После двух дней мучений девушка с досадой сообщила своему шефу, что она все ногти сломала, но «от них фиг избавишься». Как вам оценка и метафорическое сообщение, ставшее неотъемлемой частью подарка? А как можно интерпретировать факт преподнесения бутылки роскошного вина или шампанского человеку, не употребляющему алкоголь? Уважили «мимо кассы»?

Да, дарение – это акт коммуникации. У тех, кто с этим не согласен проблемы случаются регулярно. Часть из них решается самим Получателем, который, например, может переадресовать подарок кому-то другому. А некоторые ситуации необходимо «разруливать» виновнику, то есть Дарителю, ну, или какому-то иному лицу, оказавшимся поблизости. В качестве иллюстрации последнего приведу забавный пример:

На 50ти летний юбилей, мужчине, работающему в области ядерной энергетики, был преподнесен подарок - фигура из шоколада в форме атомной электростанции. Бо-о-о-льшая! И вынесена по инициативе Дарителя вместо торта к столу юбиляра (как сюрприз). Если вы знаете, что из себя представляет этот объект, сможете представить, каков он в коричневом монолите.


В общем, ахнул не только юбиляр, но вместе с ним большинство гостей, особенно, когда им предложили все это съесть… Сказать, что в воздухе повисло гнетущее напряжение – значит, ничего не сказать.

В данном случае, Даритель явно увлекся процессом управления поведением Получателя, нарушив сценарий юбилейной трапезы (ибо торт был, и заменять его сюрпризом не стоило). А дальше, можно продолжать коллекционировать ошибки:

• Формально, подарок соответствовал ассоциативной связи «праздник – шоколад», однако, учитывая возраст, статус, пол юбиляра, и сам повод (реперная точка жизни), его нельзя считать подходящим.

• Формально, подарок содержал в себе ссылки на Дарителя (компанию, в которой работал юбиляр) и на Получателя (профессия). Поскольку юбилей отмечался на работе, подарок укладывался также в контекст ситуации дарения и был понятен многим из гостей, хотя их состав был разнообразен. При этом были и сильные диссоциации: «торжественный повод – промышленный объект», «съедобное – не съедобное», «личностно-значимая дата – профессиональный формат подарка». Но это не самое главное. Основная проблема была в способе дарения и не продуманном результате от дарения (итоговом эффекте).

• Способ дарения (сюрприз) серьезно нарушил планы юбиляра, так как торт, которым он планировал угощать гостей, был фирменным десертом приготовленным супругой именинника специально по случаю торжества, , который гости ждали и обсуждали. Заменять его «сюрпризом» претендующим на кульминационный момент торжества было некорректно. По сути, Даритель не имел права распоряжаться сценарием торжества и диктовать то, что делать с подарком. Хотя конечно, предложенный способ решал вопрос: что делать дальше с этим шоколадным монстром?

• Также не было понятно зачем, с какой целью был выбран данный подарок. Какой результат ожидался от факта его дарения? Можно конечно предположить, что имелось в виду удовольствие от поедания этой шоколадной массы (разрушения), но тут все несколько сложнее. На самом деле, истинной целью (к сожалению, не осознаваемой Дарителем) была его самопрезентация – как оригинального и способного произвести впечатление. Внимание гостей действительно было сильно отвлечено на объект. Шоколадная АЭС и Даритель стали «хозяевами» торжества. Иными словами, Даритель накреативил, насюрпризил и выступил с индивидуальным номером. И, главное, остался собой доволен, даже не обратив на обратную связь – напряжение, исходившее со всех сторон.

• Ситуацию спас опоздавший гость, который появился на пороге со словами: «Ах…! А это что за шоколадный крематорий?! Шел вроде на юбилей… » Благодаря своему экспромту «неместный» гость, позволил окружающим отреагировать на странный подарок смехом. Теперь о нем можно было шутить, что позволило людям разрядить напряжение. Далее ему стали объяснять, что это такое и наступило время воспоминаний. Нормальный ход вечера был восстановлен. Тот же гость помог разобраться с тем, как же разделать этот монолитно-шоколадный оковалок. «Так где вы работали, уважаемый Юбиляр? Ага! Значит это ваш кусок!» Ну и так далее.

• В целом, все прошло нормально. Гости подарок даже погрызли по мере возможности. Но вот от чего все получили максимум удовольствия – это от измельчения его практически в шоколадную крошку. Символически «крематорий» был ликвидирован и именно под этим названием, вошел в историю компании. Мусолили эту тему больше года. Правда, вспоминая торжественный вечер, участники говорили, не «помнишь, юбилей Иванова», а «помнишь шоколадный крематорий». Иными словами, результат, неосознаваемо заложенный в подарок Дарителем, был реализован. Именно Подарок стал героем и символом события, затмив самого юбиляра.

Вот такая история про метафорические сообщения, цели и результаты дарения подарков. Мораль ее в том, что прежде чем что-то подарить, имеет смысл ответить на вопросы: «А что вы хотите получить в итоге? Каков ожидаемый результат? О чем этот подарок? Какую реакцию вы ожидаете получить? И как все это согласуется с поводом, получателем, ситуацией дарения и способом передачи подарка?» Иначе возможны косяки и непредсказуемые эффекты.

Свои цели в акте дарения, обязательно, должны присутствовать. Но они должны быть четко осознаны, согласованны с ситуацией, и у всего есть мера. Красиво делать подарки с учетом своих интересов – это целое искусство.

«Как срежиссировать полное отсутствие режиссуры?»
Станислав Лем (р. 1921), польский фантаст и философ

Комментариев нет:

Отправить комментарий