вторник, 8 февраля 2011 г.

Игра – зеркало человеческих отношений. И неча на него пенять!

Время от времени до меня доносятся возмущенные возгласы: «И что это за игры вы нам тут предлагаете? Сплошной обман, подставы, блеф, убийства и прочая муровина!» Ответ один: «Игры – это зеркало человеческих отношений. Да, они представлены в нем в несколько заостренной, утрированной форме, но нечего на зеркало пенять, коли… сами знаете что»

Итак, что мы увидим, если посмотрим на человеческие отношения через игры?

Попытка №1

Берем коробку – читаем надпись: «Игра для офисных работников. Свинтус: подложи свинью товарищу». Думаете – фу-у–у, никому такое не нужно? Не угадали – отлично раскупается!

Что представляет из себя по-сути? Карточную колоду, состоящую из 112 карт: 64 из них «обычные», а 48 «свинские», с соответствующими названиями – «перехрюк», «тихохрюн», «захрапин», «храпеж», «хлокопыт» и «полисвин»). Свинячьи карты являются «картами действия», изменяют направление игры, диктуют игрокам, как им надлежит сейчас поступить или предоставляют возможности, которыми можно воспользоваться или нет. То есть представляют собой аналог «козырных» в традиционной колоде.


Цель игры – быстрее всех избавиться от карт на руках. Первый, кто «сбрасывает» карты, получает за партию столько очков, сколько карт осталось на руках противников. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не наберет 30 очков по сумме всех сыгранных партий. Для того, чтобы игровой процесс был увлекательным, в игре нужно поддерживать высокий темп, а не раздумывать над каждым ходом. В общем, это простая игра, в основе которой лежит «американский дурак». Картинки веселые, глядя на которые натурально похрюкать захочется очень быстро. Поэтому эта игра не для людей «с серьезным лицом». Хотя… быть может как раз именно для них? Так сказать, для смены ролевого репертуара…

В общем, для людей тяжело озабоченных собственной серьезностью, такую колоду вполне можно прописать - небольшими дозами.

Попытка №2

Так, решительно берем вторую коробку. Что написано? «Стратегическая игра. Тип: исторические, политические. Название - Bacchus’ Banquet (Банкет). Место действия – Рим в период своего расцвета»

 Так, что-то уже пахнет неладным, ведь данный период – это еще и расцвет дворцовых интриг, заговоров и разнообразных вариаций сведений счетов.

А что делать-то надо? Посетить роскошный банкет и … постараться на нем выжить! О, как это человечно!

Главным компонентом этой игры также являются карты, которые подразделяются на несколько типов:

- «карты действия» (их большинство) – представляют собой «дары», которые можно преподносить другим игрокам
- «карты гостей» - обозначают персонажей - гостей мероприятия (их всего 9ть, содержат рисунок и имя)
- «карточки игроков» - на которых обозначены специальные цели, которые нужно достигнуть в игре каждому из персонажей
- «карты привилегий» - обозначают «специальные» действия (которые можно использовать всего 1 раз за игру)

Карты персонажей распределяются случайно и остаются «закрытыми» (не известными другим игрокам до конца игры). Исключение – «карта императора Калигулы», которая сразу открывается.

Некоторые из персонажей по сценарию должны в обязательном порядке «убить» других участников игры. Например, Калигула должен убить трех, а кто-то должен убить Калигулу. Но, безусловно, на банкете у игроков есть и иные, более приземленные задачи – например, наестся или напиться до определенного состояния. Игра заканчивается тогда, когда один из игроков добивается своих условий победы.

Не смотря на простоту основного механизма, который представляет собой «слепой аукцион», игра относиться к категории «требующих подумать» и предполагающих работу внимания - ведь персонажи и цели партнеров скрыты. В общем, нужно быть на чеку, и тогда есть шанс выжить и победить!

Но, честно говоря, назвав эту игру «стратегической» создатели явно погорячились. Да, она действительно оригинальная и увлекательная – особенно за счет скрытых ролей и разных условий победы, но не про стратегию.

Итак, похоже догребли до попытки №3…

Игра «За бортом!» Читаем «завязку»: «Ваш корабль полностью и бесповоротно ушел ко дну. На шлюпке уцелели 6-ть человек. Один из них ваш друг, а вот другой – злейший враг» А теперь попробуйте догадаться – как в это игре победить?

Добраться до суши и подсчитать очки, которые начисляются за собственное выживание, спасение друга и смерть врага, а также за обладание различными ценными предметами вроде драгоценностей.

Все шесть персонажей имеют имена, характеры, физические возможности, которые можно использовать, например, в «драке», а также различную способность выживать после «ранений». И еще ряд «специальных» возможностей.

Сразу стоит сказать, что игра сильная и качественная. А еще она очень психологичная. Является русской версией западной «Lifeboat», и на сегодняшний день имеет два «дополнения», являющиеся продолжением и расширением базового игрового комплекта - «Море по колено» и «Людоедство». Благодаря этому в нее теперь можно играть всемером и даже ввосьмером, так как появляются два новых персонажа. При этом, «Людоедство» более нацелено на интриги, а «Море по колено» - добавляет игре пиратского драйва и эмоций и делает ее более взбалмошно-развлекательной.


Безусловно, игра тренирует массу полезных коммуникативных навыков. У всех игроков кроме частного желания выиграть есть еще общая цель – добраться до берега, то нужно постоянно договариваться с другими. В одиночку цель не достижима, так что эта игра – командная. Но, есть нюанс – сложные вопросы в ней можно решить не только дипломатией, но кулаками – достаточно объявить драку за желаемое место на лодке или «ценный» предмет. Причем, драться не обязательно «один на один», можно позвать подмогу и организовать «стенку на стенку» - то есть внутри игры могут формироваться дружеские и воюющие альянсы.

Что в этой игре еще из разряда «психологичного»? Ну, например, можно поступить так – не выдавать своего отношения к «врагу», и даже предложить заступиться за него в драке, а потом – отойти в сторону и радостно смотреть, как бедолагу отмутузит вся команда… В общем, хитрость и коварство в этой игре всячески приветствуются!




Завершая разговор о карточных настолках на тему человеческих взаимоотношений, не могу обойти вниманием старушку «Мафию». Да, она, конечно, уже всем порядком поднадоела, но все-таки была придумана в свое время психологом (точнее, студентом факультета психологии МГУ – Дмитрием Давыдовым) и ресурс у нее значительный.


У игры есть европейский прототип – «Убийца». Разница в том, что в «Убийце» игроки разоблачают одного, а в «Мафии» нужно разоблачить команду. То есть выиграть в игре можно только сообща. При этом, сопартнеров по команде можно не только «покрывать», но «пускать в расход», сдавая врагам, если это поможет выжить остальным.

«Мафия» - это большой объем общения, причем, не только словесного, но и невербального, когда игроки одной из команд должны суметь договорится друг с другом жестами и знаками, соблюдая тишину и секретность своих ролей. А еще это игра про оборотней, то есть тех, кто должен уметь превращаться и чья истинная роль в игре не должна быть раскрыта. Это на выживание. Игра - борьба, игра – маскарад. Что в ней важно? Наверное, главное – это приять свою роль, действовать сообразно ей, и выжить (причем, командой), что для одних участников означает не быть раскрытыми другими. В общем, все как в жизни, точнее в игре под названием жизнь. В Мафии фактически узаконены обман и коварство, заключение и нарушение договоров и альянсов. Это игра эмоционального интеллекта. Она учит лгать и распознавать ложь – то есть жизненно важным в деловой игре качествам. А еще она учит никому не доверять. Никому, даже «своим».

Не знаю, байка это или нет, но эти две «развивающие ролевые игры» используются Высшей школой МВД РФ для «усвоения различных приёмов и методов чтения языка телодвижений в игровой форме». Говорят, что есть учебно-методические пособия по этим играм.

А еще – не так давно, в 2010 году появилась новая вариация игры – «HR-мафия» со своим «специфическим» набором карт. Играть в нее приглашают hr-менеджеров и директоров по персоналу. А теперь угадайте - кого в ней нужно вычислить и поймать?

В общем, и в жизни, и в бизнесе, и «при исполнении обязанностей» необходимы так называемые soft skills или «мягкие навыки» - то есть особые умения, позволяющие «выживать» в непредсказуемых взаимоотношениях с другими людьми, формировать альянсы и побеждать в человеческом обществе. А игровые миры – это отличное место для специальных психологических «тренировок». И, как говориться, тяжело в ученье – легко в бою!

P.S.: И, кстати, позвольте задать вам вопрос: «Что вы узнали о человеческих отношениях, взглянув на их игровой прототип?»

Ваш JOHNNY JOKER

Для подготовки материала использованы изображения с сайта "Мосигра"

Комментариев нет:

Отправить комментарий