среда, 16 июня 2010 г.

Ухмылка Моны Лизы

14 числа неожиданно для себя повторно съездила на Книжный Фестиваль. Причина? Загадочная – ухмылка Моны Лизы. И это, кстати, не метафора. С одной из старых книг в ряду, где продавалась «пожилая» и бывшая в употреблении литература на меня как-то странно смотрела Она. Точнее не совсем она, а шарж на известную мадонну. Тема почему-то зацепила и осталась в памяти. Про что это? Что мои мозги пытаются мне сообщить через этот символ? Что за странный приступ библиофилии? Очень любопытно и есть время, для того чтобы поискать ответ на этот вопрос. Поэтому я вернулась.

Книгу я нашла очень быстро. Полистала и узнала, что это издание 1912 года, в котором собранны карикатуры на мировые шедевры искусства. Весьма занятная штука – меняющая представление о привычном и казалось бы вечном. Кстати, книга была с историей жизни – она, оказывается, тонула, но была спасена из потопа. Последствия этого события словно шрамы покрывали каждую страницу ее бумажного тела. Что, в общем, придавало ей особый шарм.

Книжка как-то в целом меня заворожила. Но вот не было ясного ответа на вопрос – зачем она мне нужна? Поэтому я попросила хозяина ее сфотографировать и решила побродить по выставке и потормозить над этим вопросом. Ну и потом очень хотелось получить хорошую скидку. Вечер, последний день фестиваля - в общем, все шансы стать последним покупателем на вещь, которая не нашла своего хозяина за четыре дня. В памяти всплыл известный рецепт профессионального охотника на редкости: никогда не спеши покупать то, что можно получить за половину цены или выциганить бесплатно. А вообще, покупка странных вещей из разряда блажи – это всегда игра, в которой важно не просто получить добычу, но сделать так, чтобы она стала твоей на интересных для тебя условиях. В этом весь кураж.

Надо сказать, что побродила я весьма полезно – по уши затарилась разнообразной литературой по специальным «окончательным» ценам. Освежила свои навыки торга. Еще раз окинула свежим взглядом все книжное изобилие, подвела для себя итоги по трендам. Отмечу, что в этом году на фестиваль приехало большое количество рисованных книжек – комиксов, которые пользовались у публики большой популярностью, но вызывали очень разную реакцию. Кто-то называл эту тенденцию «упрощением», а кто-то «визуализацией текста». Бесспорно одно - книга ищет новый формат – пытается мутировать в звук (аудиокниги), зашифроваться в рисунок (комикс или постер) или переехать на ПМЖ в друга и спутника человека - КПК. В общем, как-то идти в ногу со временем и учитывать то, что времени на чтение становиться все меньше и меньше.



Кстати, за время моего книжного шопинга Мона Лиза неожиданно «ушла» с каким-то другим покупателем. А может, хозяин на всякий случай решил попридержать ее в результате моего усиленного любопытства ко всему, что связанно с книгой, приправленного фотосессией. То, что называется до выяснения «обстоятельств», которые могут повлиять на ее стоимость. Не знаю и не берусь гадать. В общем, у меня осталась только одна фотка – с той самой карикатурной Моной Лизой. Как говорится и на том спасибо.



Что же я получила в результате всей это истории? Пожалуй, многократное повторение одной и той же истинны – что все течет и все изменяется. Нет ничего вечного – это иллюзия. Экспериментировать можно и нужно даже со «священным», с тем, что высчитаете незыблемым. Ибо по большому счету «вечное» – это штамп (ограничение). А штампы полезно периодически ломать в своей голове. Не случайно, 1912 год в России – это период сопротивления, время накопления и активизации революционной энергии. Также интересно, что период конца XIX – начала XXI века был временем появления многочисленных журналов карикатур: в Париже «Кавардак», в Лондоне «Панч» («Петрушка»), в России «Сатирикон» и многие другие. А вообще, мастерство высмеивания, в том числе, создание шаржа и пародии – это умение точно подмечать и выделять самое точное, характерное, злободневное - острота и смелость мысли.

Кстати, напротив места с Моной Лизой была стойка с головоломками и кубиками Рубика всех видов и мастей. Эта забава тоже возвращается. А фигуры Рубика (кубик, змейка, шар) - это история про развитие пространственного мышления.

Отмечу, что затруднения при разгадывании многих головоломок в основном связанны все с теми же шаблонами мышления, привычными действиями, которые препятствуют нахождению разгадки. Да, и для мозгов полезны зарядки.

Жизнь и бизнес часто требуют креативных решений. И в этом месте как-то непроизвольно вспоминается тот самый барон Мюнхгаузен…


Комментариев нет:

Отправить комментарий