среда, 30 июня 2010 г.

Живой квест

Как говорится: все новое, это хорошо забытое старое. Интересный тренд на рынке игровых предложений – «живой квест», забава с историей в несколько десятков лет. Причем, неожиданную «свежесть» и притягательность ей обеспечивает именно off-line формат. Иными словами, новую версию играют вживую, без использования компа.

В таком исполнении она отдаленно напоминает «Мафию», однако, с существенными отличиями – во-первых, у каждого из игроков своя уникальная роль, да и сценариев игры существует великое множество; во-вторых, игра индивидуальная, в которой по большому счету каждый сам за себя, решает свою собственную задачу. Хотя… давайте все же по порядку. Так, что такое квест (quest)?

Вообще, под этим названием живет целая куча разновидностей игр – и on-line, и off-line. Более того, имеется альтернативное название (adventure (приключение) или «адвенчура»). Действительно, по своему жанру – это приключенческая игра, сюжет которой может быть либо предопределен или иметь множество исходов, выбор которых зависит от игрока. При этом, для того, чтобы играть необходимо постоянно шевелить мозгами, проявлять внимательность и скорость реакции.

Если описать квест «механистически» - по сути это игра-путь, игра-загадка и игра-поиск решения, то есть выполнение задачи, которая может быть выполнена через решение подзадач. Поэтому, самое ценное в квесте – это информация, чем у игрока ее будет больше, тем будет проще выиграть, но ее еще нужно суметь увидеть. Для достижения цели, герою важно активно использовать предметы игрового мира, так как в нем масса неслучайных вещей и подсказок, помогающих решить, как справиться с той или иной трудностью. Вот такая вот квест-логическая головоломка. А еще она учит использовать имеющийся в наличие ресурс, да и вообще воспринимать вещи, которые встречаются по ходу сюжета-жизни в этом качестве. По сути, в квесте действует ряд негласных правил:

• Увидев предмет, прихватите с собой – может пригодиться
• Встретив персонажа, разговорите – вдруг скажет что-то важное
• В новом месте и окружении, хорошенько осмотритесь и внимательно изучите его описание – можете встретить существенную подсказку
• При этом, стоит помнить, что вы каким-либо образом ограничены в спектре действий, то есть играете в условиях ограничений

В целом, игра очень полезна в качестве зарядки для мозгов. Но это еще не все, поэтому она может понравиться не только интеллектуалам. Например, разновидность квеста - action-adventure – основана на реакции игрока реагировать на внезапные события. Здесь можно увидеть отказ от головоломко-стратегии и смещение акцента с долгих раздумий на быструю реакцию в постоянно меняющейся обстановке и атмосферность, то есть погружение игрока в игровую ситуацию, вселенную игры. В общем, ставка на быстрое действие, и способность проникнуться ситуацией, почувствовать ее динамику и логику, адаптироваться к ней и эффективно функционировать. Эти виды игры можно встретить в большом изобилии в on-line вариантах. Но есть и «живые» off-line версии. И в них появляется дополнительный, уникальный компонент, которой принципиально отличает такие виды игр он компьютерных версий. Итак, что же такое «живой» квест?

Это захватывающая психологическая игра, в которую играет группа игроков. Все они находятся в одной игровой ситуации (сюжете), но каждый имеет уникальную роль - персонаж, а также набор полезных предметов (некий базовый ресурс) и задачу- цель (а в некоторых случаях и подзадачи, которые являются этапами на пути к решению). Действия игроков заранее не предопределены, цели и мотивы других не известны, и нет представления об их ресурсе. Поэтому у участника есть уникальная возможность не только примерить на себя новый образ, но и получить удовольствие от неожиданных поворотов сюжета. Игра позволяет развивать не только логику и интуицию, но и актерское мастерство, способность импровизировать, быстро принимать решения о дальнейших действиях, прокручивать в уме возможные варианты, приобретать знания в области житейской психологии, умело блефовать и находить выход из сложных ситуаций. А еще она позволяет тренировать коммуникативные навыки и нарабатывать личные «козыри» - создавать свой личный банк успешных поведенческих находок. Ну, и кроме того, отрабатывать навыки влияния на других, чтения языков жестов и прочие хитрости межличностного общения.

Вообще, «живой» квест близок к «Мафии», но есть существенные различия. Например, «Мафия» игра командная и ее цель – выжить командой (ради чего можно жертвовать некоторыми из своих членов), а квест ориентирован на индивидуальные цели игрока (хотя бывают парные квесты, когда игроки либо связанны друг с другом, либо зависят друг от друга, либо заинтересованы в одном и том же). Кроме этого, в квесте, в отличие от «Мафии», есть великое множество сюжетов. Например, по жанру игра может быть детективом, приключением, триллером, сказкой и так далее. Соответственно, ролевой репертуар также не ограничен.

Предположим, в целях саморазвития можно выбирать некоего «ресурсного» персонажа, то есть сыграть роль того, кто обладает качествами, которые у вас в дефиците, но вы хотели бы ими по жизни обогатиться. В психологии игры есть закон: в игре человек на голову выше самого себя. Иными словами, надевая на себя роль, игрок имеет возможность освободится от некоторых внутренних ограничений, сдерживающих его привычное «Я». Можно также попробовать отыграть новые модели поведения не характерные для повседневно-привычного стиля. В общем, ресурс полезности в этой игре огромен. Полагаю, что ее весьма эффективно можно использовать как инструмент самопознания и саморазвития, а также как способ научится достигать своих целей в условиях ограничений и с учетом того обстоятельства, что у каждого в общей игре есть своя игра. Что, в общем, очень жизненно.

А для бизнеса вообще то, что бизнес-тренер прописал, так как есть все необходимое для тренировки soft skills («мягких навыков»). В игре будут столкновения интересов, непредсказуемые повороты сюжета и меняющиеся взаимоотношения с игроками, ресурсные ограничения и необходимость принимать решения в условиях дефицита информации, необходимость просчитывать ходы, удерживая в голове конечную цель, а также действовать в условиях конкуренции целей участников. В общем, отличный , живой тренинг.

Сухой остаток: для чего «живой» квест?

Тренировка в импровизации, умении ориентироваться в меняющейся ситуации и адаптироваться к ситуации, быстро принимать решение, просчитывая варианты исходов
• Расширение ролевого репертуара, выход за «свои» пределы, раскрытие внутренних ресурсов, большая свобода самовыражения, но в то же время обретение большего контроля за своим поведением – различения «Я» и «роли»
• Повышение коммуникативной компетентности (тренировка навыков общения), приобретение удачных наработок («личных козырей»), умение «читать» поведение другого и выражать мысли и эмоции, то есть быть в контакте с другими людьми
• Тренировка навыка достигать цель, умения последовательно, поэтапно идти к цели разными методами и способами и использовать ресурс и подсказки, подбрасываемые ходом жизни

А вообще, если игры в квест дополнить изучением умных книжек по психологии общения, влияния и ведения переговоров, то вообще может супер-полезное времяпрепровождение получится. Но это я уже галлюцинирую… Можно просто играть и получать удовольствие, ни чем не запариваясь.

Для тех, кто заинтересовался и хочет продолжения банкета, могу предложить ссылочку на сайт организаторов игры - http://questoria.ru/, пожелать удачного игрового досуга и отличных партнеров по игре.


«Если вы не делаете ничего неожиданного, вас не ждёт ничего неожиданного»
Ф. Уэлдон

Комментариев нет:

Отправить комментарий