Помните известную фразу: "Что наша жизнь? Игра!" Наше поведение зависит не только от личных желаний, но также от ожиданий со стороны значимых для нас людей. В деловых отношениях, как и в личных, действует тот же принцип: ожидания деловых партнеров – это важно. И разочаровывать их не стоит, однако, всегда стоит помнить и о своем интересе.
Ожидания могут определяться разными причинами, в том числе:
• Привычкой, традициями
• Субъективным ощущением справедливости, воздаяния по заслугам, желанием признания своей ценности
• Обещанием другой стороны (например, данным в процессе самопрезентации)
• Субъективным восприятием себя как имеющего право диктовать свою волю и правила другим, потребность в подтверждении этого со стороны других
• Необходимостью получить определенный результат для себя посредством действий, осуществленных другой стороной
Какие ожидания наиболее распространены в области деловых подарков?
• Наиболее сильные ожидания связанные с привычкой и традицией касаются Нового Года и значимых личных дат (например, юбилеев, назначений на посты, присвоений званий, иных знаков отличия и т.д.) По этим поводам подарки ожидают и воспринимают их отсутствие как обман ожиданий.
• От подарка ждут того, чтобы он учитывал личностные предпочтения Получателя (то есть был индивидуальным), был полезен (нужен) Получателю, выделялся, обращал на себя внимание (был оригинальным), отличался новизной (не повторял предыдущие).
• Соответствовал статусу Дарителя, статусу Получателя, а также Поводу и существующей истории взаимоотношений.
Надо сказать, что ожидания – это очень индивидуальная штука, поэтому перечислить их все не возможно. Более того, не всегда можно вовремя определить, что они есть. Как показывает практика, спрашивать об ожиданиях не эффективно, так как зачастую социальные нормы препятствуют их озвучиванию. Ожидается, что об ожиданиях нужно догадаться самостоятельно. А это не простая задача. И, кстати, встает вопрос: «А нужно ли это делать?» Возможный ответ таков: «Попробуйте этого не сделать и тогда точно узнаете».
А вообще, есть ситуации, в которых важно и нужно оправдывать ожидания Получателя делового подарка, среди них следующие:
• У вас нет другого выхода (по какой-либо причине)
• Содействие осуществлению планов получателя подарка выгодно вам, так как приближает к реализации собственных
• Хотите оказать услугу Получателю (возможно, впрок) и рассчитываете на отдачу впоследствии
• Хотите создать или поддержать определенный имидж (в том числе убедить Получателя в том, что являетесь тем, за кого себе выдаете – на практике соответствуете тому, как себя позиционируете или в том, что вы тот, кто умеет удовлетворять ожидания)
• Поддерживаете в Получателе делового подарка ощущение того, что он является ведущим, устанавливающим правила игры в ваших взаимоотношениях (возможно, ведете сложную игру)И так далее
Принцип удовлетворения ожиданий другой стороны прост – важно понять, зачем вам это нужно (в чем ваш profit и ожидаемый результат). Соответственно, если внятной пользы (в том числе косвенной, отсроченной) лично для вас нет, а также удовлетворение ожиданий идет вразрез с вашими собственными планами, имеет смысл отказаться от бессмысленных или даже вредоносных действий. В общем, в ситуации, когда вы «позволяете себя танцевать», важно чтобы это было вам нужно. Тогда все ОК.
Комментариев нет:
Отправить комментарий