четверг, 21 октября 2010 г.

Игорь Гришин о порядке, хаосе и креативности


Модная нынче тема – «инновации и креативность в бизнесе». Но вряд ли кто-то точно знает, как разбираться с этими понятиями. Поэтому я нашла такого человека, который может подняться с нами на уровень выше и раскрыть их с другой высоты.

Руководитель Русской Школы Го и Стратегии   Игорь Алексеевич Гришин в частном разговоре со мной причислил инновации и креативность к Дому Хаоса, а бизнес – к Дому Порядка. Такая градация породила во мне волну вопросов. Игорь Алексеевич предложил не говорить о бизнесе, а сначала поговорить о Порядке и Хаосе как о Великих Домах, и предложил место для такого разговора – Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Итак, я приглашаю вас осуществить это необычное путешествие в компании человека, имеющего чёрный пояс по самому древнему и загадочному искусству Востока – искусству игры Го. Игорь Гришин и возглавляемая им Школа являются наглядным примером эффективного сплава и гармоничного синтеза таких областей как – эстетика, боевое искусство и искусство стратегии. Надеюсь, что тема предстоящего разговора придется вам по вкусу, и быть может, поможет увидеть взаимосвязи между тем, что будет происходить во время экскурсии и вашей жизнью, а также ситуацией в бизнесе. Хотя о бизнесе мы не скажем ни слова, но не исключено, что будем об этом думать.

Итак, Добро пожаловать на территорию владений Домов Порядка и Хаоса…

Игорь, мы находимся в интересном пространстве – вокруг нас картины и скульптуры. Расскажите, пожалуйста, почему мы здесь, и что мы здесь делаем?

Мария, я пригласил Вас сюда, потому что здесь я могу продолжить разговор, начатый в Школе Го и Стратегии. Там нас окружали инструменты, призванные упорядочить ум человека. Но прежде чем упорядочивать ум, его надо развить. Сделать его богатым, широким и открытым. Этим целям служит искусство. Наш разговор начинается в зале ранних европейских школ. Многие художники, особенно этого периода, работали со стихиями. А «порядок» и «хаос» - это именно стихии. О стихиях вообще очень сложно разговаривать, и, возможно, только язык искусства способен передать их как-то объективно.

Давайте в начале нашего разговора сформулируем, что для нас есть «порядок», а что «хаос»?

Для кого, для нас? (Мастер улыбнулся)

А как тогда лучше?

Даже у греков такие понятия как «порядок» и «хаос» имеют множественные толкования. В прямом переводе хаос – это «зев», это слово своим корнем связано с греческими словами «зеваю», «разеваю». Он означает нечто разверстое, неопределённое, открытое. Но важно понимать, что это был своего рода иероглиф. Греки с ним много работали - каждый греческий философ пытался понять, что есть хаос, в том числе для него самого. Поэтому есть разные версии того, что из этого хаоса происходило, что порождалось им в первой производной, что порождалось во второй производной, и что из этого всего потом вытекало.

Греческие космогонические картины на эту тему были разнообразные и интересные. «Космос» с греческого на русский переводится очень красиво – «строй», что является эквивалентом слова «порядок». То есть космос для греков был порядком, имел строгую форму. И эта форма – яйцо – космогоническая фигура, которая есть во многих цивилизациях.

Попытаюсь сейчас нарисовать эту картину. Представьте: плоская земля и яйцеобразный порядок, который является совершенно другим измерением для этой плоской поверхности. Верхний купол яйца – это олимпийцы, а нижняя часть купола – это те, кого олимпийцы свергли. Внизу иерархию возглавляет Кронос, а вверху - Зевс. Но это только одна из существовавших моделей.

Это уже образы получаются. То есть понятия «хаос» и «порядок» раскрываются в образах…

Да, конечно, образ важен. Особенно для тех далеких цивилизаций, в которых не было ни Интернет, ни телевидения, ни фотографии. Образы нужно было создавать, а инструментов для их создания находилось не так уж и много – скульптура, архитектура, изображения на амфорах, доспехах…


Порядок и хаос могут соединяться в одной работе. Иногда за хаос «играют» отломы, созданные самим художником или возникшие под воздействием иных сил. Так хаос включается в работу художника и сотворчествует ему, создавая произведение нового уровня.



Прекрасным примером хаоса является волна кисти Айвазовского. Когда Айвазовский сумел изобразить волну – это был подлинный прорыв в русском искусстве. В волне Айвазовского есть хаос. Но при этом в его волне есть и архитектура. Волна – это складка. А на идее складки, к примеру, построено всё японское оригами-до.


Игорь, люди создали для себя такие понятия как «порядок» и «хаос». Как вы думаете, зачем они их создали? И какой ресурс содержится в этих двух понятиях?

Вообще, стоит сказать, что только выдающиеся люди работали с этими понятиями, так как в обычной жизни они были не нужны. С помощью порядка можно создавать архитектуру, а из хаоса можно черпать бурную энергию. Хаос для творчества – необходимая питательная среда, ведь оно требует очень много энергии. Именно такое бурное нечто может быть источником энергией. А с помощью порядка, строя, упорядочивающего действия можно осуществлять серьезные проекты.


В предыдущем интервью вы рассказывали о созидательном, конструктивном потенциале Го, построениях на доске, а также о том, что такое «ставящее», «строящее» и «правящее» действия. А можем ли мы раскрыть такие понятия как «порядок» и «хаос» через образы, имеющие отношение к Го?

Конечно, Мария. Когда камни находятся в горшочках, они спрессованы, находятся в состоянии хаоса. А когда они вынимаются и ставятся на доску - это создание порядка. Камни вынимаются из чаш по определенным правилам, на доску нанесена разлиновка, камни ставятся, образуя постановки, связанные единым замыслом. Так в Го мы совершаем трансформу от хаоса к порядку. Но когда мы заканчиваем партию, мы смешиваем камни в кучу и засыпаем обратно в чаши. Таково бесконечное повторение процесса от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.


Игорь, во время нашего прошлого разговора Вы рассказывали о том, что игровая встреча в Русской Школе Го и Стратегии носит статус поединка и Го является боевым искусством. Да и сама игра долгое время была доступна только аристократам. А там где есть «власть», «владения», там всегда есть потребность в оружии. Поэтому хочется спросить об оружии, особенно в контексте темы «порядок и хаос».

Оружие есть во всех цивилизациях, ибо в каждой из них был правящий класс, но оружие всё равно разнится. Можно выделить оружие Домов Порядка и оружие Домов Хаоса. Главное оружие дома порядка – меч. А вот кольчужная рубашка средневекового рыцаря – это доспех Дома Хаоса. При движении тела в кольчуге каждый раз возникает новое положение колец.


Дубина – это оружие Дома Хаоса. Поэтому она всегда являлась оружием бунта, крестьянской войны. Дубиной важно попасть, и, в принципе, всё равно – куда ты попал. Она сама произведет действие. Но есть важный момент - дубиной нужно очень сильно ударить, потому что если слабо, то будет только синяк и всё. Оружие Хаоса имеет свою сильную и слабую сторону. А мечом, если ты точечно попал, то разрезал сонную артерию, и человек истёк кровью. Для этого нужно небольшое усилие. А вот для того, чтобы нанести сильное повреждение дубиной или тупым топором нужна большая физическая сила. Результат - хаотическое повреждение, ведущее в Дом Смерти.

То есть оружие Дома Хаоса и хаотическое повреждение соотносятся с большой силой, а оружие Дома Порядка с точечным воздействием и небольшими усилиям?

Да, но есть хитрость. Например, многозвенная плетка, у которой много плетей – это уже сложное оружие, и действие ее соль же неоднозначное.

В современном мире оружием Дома Хаоса является атомная бомба. Она наносит мощные хаотические повреждения взрывной волной и проникающей радиацией. Лазерные системы и «умные» бомбы – это в другую сторону, в сторону порядка. Можно вспомнить знаменитую «Катюшу» (оружие периода Великой Отечественной войны), у которой была колоссальная неточность. Но когда требовалось именно «рассеять» снаряды – «катюша» была совершенным оружием.

Вообще, тема истории советско-германских отношений и государственных систем Великой Отечественной войны очень интересная и богатая. Я много работал с ней, в результате чего появилась книга «Советско-германский военный словарь».  А о соревновании, борьбе и ударах  есть другая работа - «100 русских ударов в голову».

А вот обратите внимание на сюжет боя с Минотавром! (Мастер остановился у барельефа) Здесь все очень интересно: в руках у воина – дубина – оружие Дома Хаоса, а на голове Минотавра – рога, которые как это ни странно звучит, ближе к Дому Порядка, потому что ими нужно прицельно попасть. И вообще, вся эта история с Минотавром очень интересная!

Изначально, Минотавр был военачальником царя Миноса, но потом, вышел из-под контроля и даже откровенно пользовался царской женой и имел от нее ребенка. Он был очень интересный персонаж – побеждал в поединках любых борцов и воинов. То есть был самый сильный. Дворец царя Миноса, носивший название Лабиринт (в результате чего слово «лабиринт» стало собирательным для всех подобных сооружений) был построен с одной стороны архитектурно, но с таким хаотическим расположением комнат и коридоров, что человек не мог во всем этом разобраться. И это хороший пример сочетания хаоса и порядка, конструирования и стихии.

Считалось, что тот, кто попал в критский лабиринт, никогда не сможет выйти. Смогла помочь только нить Ариадны. Хотя по другой версии лабиринт был сделан так, чтобы сам Минотавр не мог оттуда выбраться. То есть это была такая тюрьма, из которой нельзя было выйти не потому, что там были какие-то физические запирания, а потому что умом, логикой было не понять путь наружу. Вот такая легенда.

Игорь, мы сегодня рассматривали порядок и хаос, но при этом вырезали контекст времени и пространства. Может быть, попробуем вернуться во время и пространство?

Да. За пространство легче схватиться, чем за время (мастер улыбнулся). Время такая неухватная штука, но можно попробовать.

Вот посмотрите – это витрина и это работа с пространством. С помощью стеклянных стен мы вычленяем что-то, ставим в рамку. Пространство внутри относиться к одному времени, снаружи – к другому. Есть время как процесс, который течёт, смывая все на своем пути, а есть время, которое мы ловим и фиксируем в электронных часах, будильнике, тайминге, нашем распорядке. И что из этого есть время? У греков было два времени: одно время – хронос, другое – кайрос, время в котором человек может что-то делать, и то время, в котором человек не властен ни над чем. С пространством подобное – есть такое, которое мы можем измерить, а есть такое, с которым мы не вольны что-либо делать. Например, космос, в нашем, сегодняшнем понимании этого слова.


«Я думаю, что на этом мы поставим троеточие! Затроеточим!»

Мы покинули пространство музея, помогавшего понять и объять непростую тему «порядка и хаоса», в которой мы «находились» около двух часов.

За это время мы глубоко погрузились в мир стихий, образов и эмоций и теперь нужно было вернуться обратно на улицы Москвы. Перешагнув невидимую черту, отделяющую мир других эпох от нашей современной событийности, мы оказались у входа в музей – на том же перекрёстке, с которого началось путешествие. Именно здесь Мастер Го затроеточил тему порядка и хаоса и предложил следующую встречу провести в офисе преуспевающей компании с чётко упорядоченным бизнесом.



P.S. от Мастера Го для JOHNNY JOKER: При дворе феодальных владык шут отвечал за хаос. Всё остальное было глубоко упорядоченно. Иерархия была простроена очень жёстко. Шут, Джокер, ведьма, если угодно – это есть хаос в упорядоченном средневековье.



Сайт Русской школы Го и Стратегии: http://www.clubgo.ru/
Сайт Галереи «И» - редкие наборы Го и книги: http://shop.way-of-go.com/
телефон для справок: +7 (915) 107-00-07
e-mail: ru@rugo.ru

2 комментария:

  1. Много слов.Философия...Прописная,не в обиду мастеру.

    Сделайте опрос: "кто до конца прочитал?."
    Важно выделять главное;кратко,емко резюмировать и презентовать.А тут...20% прочитал,дальше скучно и нет времени.

    Василий Петрович

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за обратную связь, Василий Петрович.
    Соглашусь, что многовато. Жадность…
    Но вместо опроса есть бонус в виде обратной связи. Спасибо за то, что нашли время ответить.

    ОтветитьУдалить