пятница, 9 июля 2010 г.

Денежный поток

Наблюдая о жизни, замечу, что в нашей стране как-то быстро и с удовольствием усваивается идея «пассивного дохода», на основе которой создана игра «Денежный поток» Роберта Киосаки, которая в настоящий момент представлена двумя версиями: «Cashflow 101» и ее продвинутой и усложненной вариацией «Cashflow 202».

По своей сути, «Денежный поток» является экономической настольной игрой, которая моделирует события реальной инвестиционной деятельности. Она обучает полезным навыкам и представляет собой своеобразный тренажер для мозгов. В процессе игры можно освоить азы финансовой грамотности, пересмотреть роль денег в жизни, попробовать в действии разные финансовые стратегии, понять к какому результату они ведут, приобрести навыки целеполагания, оценки возможностей и рисков, а также инвестирования в различные сферы. «Заставь деньги работать на себя, а не работай за деньги», - такова ключевая идея, на которой построена данная забава. В этой игре нельзя сделать карьеру, но можно принципиально изменить свой статус, причем результат достигается за счет тренировки финансовой смекалки.

Вообще, чтобы понять логику данный игры, необходимо принять во внимание информацию о том, что есть несколько распространенных видов мышления:

Наемного работника, для которого основной ценностью является заработная плата, а также привилегии и гарантии, которые представляет его работа
Специалиста – профессионала, который осознает свою ценность и знает стоимость часа своей работы, а также берется за решение сложных задач
Бизнесмена – того, кто создает работающую систему и делает на этом деньги
Инвестора – того, кто ищет бизнес-системы, в которые можно вложить деньги и получать пассивный доход

Игра позволяет наглядно увидеть, что одним из значимых отличий Бизнесменов и Инвесторов является то, что они умеют формировать активы, помогает приобрести и развить этот навык у себя, а также понять, что нужно изменить в своем мышлении для того, чтобы пройти путь от наемного работника до инвестора. В игровом процессе можно познакомиться с такими формам инвестирования как игра на бирже, покупка и продажа недвижимости, участие в бизнесе и создание собственного дела. Проще говоря, она учит грамотно зарабатывать, распоряжаться своими деньгами и справляться с возникающими на игровом рынке трудностями.

Каким образом это происходит? Все очень наглядно. В начале, участники получают карточки с наименованиями профессий и игровыми балансами, игровые деньги в размере ежемесячного денежного потока (то есть разницей между заработной платой и ежемесячными расходами) и сбережения, а также иной необходимый инструментарий (калькуляторы, карандаши, ластики, фишки, планшеты).

Игровое поле имеет два круга: малый, который носит метафорическое название «Крысиные бега» (являющееся аналогом понятия «белки в колесе», отражающего жизнь многих людей, в которой необходимо «крутится» каждый день от зарплаты до зарплаты, постоянно испытывая дефицит денег и свободного времени) и большой («Скоростная дорожка» - круг Инвесторов, на котором есть три типа полей: инвестиции в бизнес, мечты и, конечно, неожиданности). В процессе нахождения на малом круге необходимо сформировать пассивный доход, превышающий ваши общие расходы, и когда это получиться, можно выходить на большой круг. Стратегии поведения на малом и большом круге принципиально разные. Находится в ситуации «Крысиных бегов» могут весьма успешные люди, доход которых значителен, но и объем текущих затрат на поддержание определенного образа жизни и количество долгов (заемных денег, которые нужно возвращать с процентами за их использование) тоже велико. Иными словами, рост доходов нейтрализуется ростом затрат и долгов. С одной стороны, качество жизни становится выше, но с другой стороны – сохраняется состояние «белки в колесе». Однако, его можно преодолеть через контроль своих расходов и понимание разницы между пассивами и активами, что дает возможность продвинуться на следующий уровень.

Основная цель второго круга - «Скоростной дорожки» - «выкупить» свою заветную мечту или набрать 50 000$ пассивного дохода от бизнесов. Для того, чтобы преуспеть во внешнем круге (то есть преумножить активы через инвестиции в другие бизнесы), необходимо находясь на малом кругу, научится сокращать траты своих доходов и развить умение приобретать активы, увеличивая как портфельный, так и пассивный доход.

Причем, очень важно понимать, что деньги – это не цель, а средство достижения своей личной цели. Иными словами, игра содержит значимый посыл – важно сформулировать ожидаемый результат (в терминологии игры «мечту»). Именно он является ключевым ориентиром и позволяет подобрать подходящую финансовую стратегию для его достижения. Причем, обращаю внимание на высказывание Киосаки, о том что: «Цели должны быть ясными, простыми и записанными на бумаге. Если они не записаны на бумаге и их каждый день пересматриваешь — это не цели. Это пожелания».

Понятное дело, что сформулировать цель с непривычки получится не у каждого, поэтому новичок может выбрать подходящую «мечту» и предложенного на выбор списка.

Как я уже отметила выше есть два вида игры. Вариант Cashflow 202 более сложен. Например, согласно условиям игры, для того, чтобы выбраться из колеса крысиных бегов, потребуется в два раза больше денежного потока (то есть пассивный доход должен вдвое превысит расходы). А также введена модель биржи ценных бумаг и дополнительные финансовые инструменты - страховые полисы, опционы (на недвижимость, покупку и продажу акций), игра на коротких позициях и пр. Акции теперь могут дробится и консолидироваться, а компании-эмитенты могут обанкротиться. На смену большим и малым сделкам пришли сделки на прирост капитала (позволяющие увеличить сумму наличности) и на увеличение денежного потока (суть которых в том, чтобы используя наличность, выполнить главную задачу игры - создать устойчивый денежный поток). То есть теперь сделки отличаются не стоимостью, а своим назначением. Конечно, данный вариант будет комфортен тем, кто уже освоил возможности версии первого уровня. Отмечу, что разработан также детский (безденежный) вариант игры.

Итак, подведем сухой остаток. Что дает эта игра:

• Навыки оценки текущей финансовой ситуации и создания личного финансового отчета, который содержит информацию о «приходящих» деньгах и о затратах, об активах (том, что создает условия для регулярного поступления денег) и пассивах (том, что создает регулярный расход), а также опыт формирования источников пассивного дохода.
• Возможность изменить образ мышления и свои финансовые привычки, по-новому взглянуть на роль денег в жизни и освободится от стереотипов накопительства и малоэффективных затрат
• Возможность разобраться в различных формах инвестирования, понять принцип работы ряда финансовых инструментов, развить навыки предпринимательства и научится осуществлять посреднические операции
• Умение осознавать и формулировать свои цели, понимание того, что можешь их достигнуть
• Умение видеть текущий прогресс – изменения, благодаря которым вы приближаетесь к заветной цели (в виде отношения пассивного денежного потока к расходам)
• А еще эта игра дает понимание того, что самая обычная жизнь полна возможностей, и если ты понимаешь как они выглядят, как работают и проявишь решительность ими воспользоваться, то сможешь реализовать свою мечту. Вот такой вот позитивно-розовый игровой посыл, который вполне можно перенести в реальную жизнь.

Подводя итог, отмечу, что по «Денежный поток» чем-то похож на «Монополию», но это не более чем поверхностное сходство, поскольку ценность Cashflow состоит в том, что игра тренирует навыки, которые каждый человек может переносить и использовать в реальной жизни. По сути, это отличная возможность повысить свою финансовую грамотность и приобрести навыки использования существующих на рынке финансовых инструментов. Кстати, в игре есть также множество негативных сделок, участие в которых небезопасно и может обернуться для игрока продажей всего своего имущества для погашения долгов. Но как говорится, на ошибках учатся, и гораздо комфортнее совершить их в игре. А когда вы научитесь ставить цели и добиваться их достижения, осознавать последствия своих действий и решать возникающие проблемы в игровой ситуации, как говорится - добро пожаловать в практику, делать свою реальную жизнь. Ведь именно для этого разработана данная игра.



«Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны»
Франсуа де Ларошфуко, 1613-1680, французский писатель, мыслитель

Еще статьи про игры:

"Живой квест"

На старт! Внимание! Game!

Игроактивны ли вы, деловые люди?

Жизнь - Игра? Game engineering

Комментариев нет:

Отправить комментарий