воскресенье, 20 июня 2010 г.

Game Engineering . Жизнь – Игра ?


Приключилась закономерная, хотя на первый взгляд забавная вещь – кризис спровоцировал интерес к игровой активности. Причем, у взрослых, не по-детски настроенных ученых мужей. Только в течение июня я наткнулась на два события на игровую тему:

• 16 июня на кафедре высшей математики факультета экономики ГУ Высшей школы экономики состоялся научный семинар на тему «Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике», на котором с открытой лекцией «Покер: интеллектуальный спорт или азартная игра (научный анализ соотношения риска и мастерства в покере)» выступил Сергей Жолков (профессор РГУ нефти и газа им. Губкина, ГУ-ВШЭ).

• А 28- 30 июня 2010 Высшая школа менеджмента СПбГУ и Факультет прикладной математики - процессов управления СПбГУ проведут четвертую международную конференцию «Теория игр и менеджмент» (GTM 2010). С анонсом и программой которой можно познакомиться здесь.

Игровой тренд очевиден и это не единственные его ласточки. Активной жизнью живут такие забавы как психологическая Мафия и стратегическая Global Management Challenge , а в некоторых бизнес-клубах увлеченно играют в китаско-логическую Маджонг. Зачем? Для чего?

Ответ прост: игра это уникальный своей полезностью вид деятельности. Вопреки расхожему представлению то том, что игра – это форма отдыха и развлечения, игра – это развитие (физическое, интеллектуальное, эмоциональное и т.д.). И она полезна не только детям, но и взрослым. Кстати, у игры есть продукт, и это не выигрыш или проигрыш, а внутренние изменения – новые паттерны поведения, изменения в области мыслительных процессов и многое другое. Иными словами, играя можно превзойти самого себя, перепрыгнуть через барьеры своего мышления и ограничений, задействовать тот ресурс, который в обычной жизни не используется, дать свободу воображению и разрешить себе быть раскованным и креативным. Главное – правильно подобрать свою развивающую игру и достойных партнеров по игре.

Кстати, а как вам игра под названием «Жизнь»? Нет, не в переносном, а в прямом смысле слова. Одноименную игру (в оригинале – Conway،s Game of Life) изобрел математик Джон Хортон Конуэй в 1970 году. Место действия игры – Вселенная (размеченная на клетки поверхность), каждая клетка на этой поверхности может находиться в двух состояниях: быть живой или быть мёртвой. Хотя, это, конечно, не игра в традиционном понимании, поскольку в ней нет игроков, побед и поражений… У нее есть лишь инициатор - тот, кто запускает ход игры, то есть расставляет начальную конфигурацию «живых» клеток, которые затем взаимодействуют согласно правилам уже без его участия. Иными словами, «Жизнь» - есть один из самых простых примеров того, что называют «самоорганизация систем». В ней изучается построение сложных фигур и форм поведения на основе очень простых правил. Предполагается, что изучение комбинаций этой игры может привести к открытиям в разных областях науки. Вот такие вот нешуточные игры вселенского масштаба у ученых мужей.

А все начиналось с того, что Джон Конвей заинтересовался проблемой озвученной в 1940-х годах другим известным математиком – Джоном фон Нейманом, который пытался создать машину, которая может воспроизводить сама себя. В итоге, Нейману удалось создать математическую модель такой машины, но с очень сложными правилами, а Конвею спустя несколько лет, удалось эти правила упростить. Так появилась «Жизнь». Подробнее здесь.

Пожалуй, завершать этот пост я не буду, поскольку еще много раз буду возвращаться к этой теме…


“Вся наша жизнь уходит на то, чтобы научиться пользоваться ею”
П. Буаст

Комментариев нет:

Отправить комментарий