четверг, 1 июля 2010 г.

Режиссер фильма жизни


Мне кажется я никогда не устану повторять, что воображение – это великий дар, данный человеку. Хотя, в некоторых случаях – проклятье, например, когда оно начинает играть разумом. В общем, палка о двух концах.

Благодаря одной из его утилитарных функций мы можем проживать много разных ситуаций до того, как они произойдут в реальности. Оно позволяет нам моделировать и планировать исходы будущих событий. А еще оно дает нам возможность выбора – как прожить жизнь.

Я также часто говорю о планировании и постановки целей. Но отлично понимаю, какие проблемы возникают у всякого, кто пробует планировать свою жизнь, особенно далеко забегая вперед. На практике, приходится встречаться с вопросами: «Как поставить карьерную цель?», «Что вы имеете в виду, когда говорите о планировании и управлении жизнью?» , «Как я вообще могу знать, что я буду хотеть через 5-10-15 и 20 лет?». «Нет, ну, я могу, конечно, набредить о том, в каком шоколаде я хочу быть через год или даже через месяц, но я же понимаю, что это не возможно. К чему тогда все это воображение?»

Ответ прост: воображение позволяет создать некую притягательную картинку, обладающую побудительной силой. Тот самый «эффект морковки», самому себе обещанной. Все мы умеем мечтать, в том числе о будущем. Если ты хочешь ее, то так или иначе к ней идешь, постоянно имеешь в виду. При этом, наиболее часто «грезы о будущем» представляют собой некую сцену, эпизод из фильма жизни.

Например, такой:

«…Мне лет 45-46. Я стою у огромного окна, почти у стеклянной стены, открывающей мне прекрасный обзор на город. Я на самом высоком этаже здания, одного из самых высоких и значительных домов в городе. На улице летняя ночь и город безупречно красив, играя всеми гранями светомузыки. Но не это главное. Очень приятно внутреннее ощущение спокойствия, гордости и какого-то внутреннего могущества. У моих ног лежит город, который принадлежит мне, он покорен и построен мною. Нет, не полностью, конечно, но многое в нем создано, содеяно мной, поэтому это какое-то немного божественное чувство, в котором нет ничего от собственника и хозяина, только ощущение созидания. Я знаю, что то, что я хотел, достигнуто. И от этого мне приятно-спокойно. Планы еще есть, но никуда не нужно бежать и торопиться. Время есть, силы есть, желания тоже. Все будет. И эти мысли мне приятны. Дверь за моей спиной тихо открывается... Я ее знаю. Она не войдет. Просто будет стоять, слегка прислонившись спиной к дверному косяку и молча улыбаться. Так может продолжаться долго. Ей нравиться смотреть на меня, когда я стою у окна. Она умеет ждать и читать мои мысли. И я ей очень дорожу и всегда слышу, когда она входит в мою жизнь…»

Вообще, фантазийный эпизод может быть любой. За длительный период у меня скопилось большое количество текстов о человеческих мечтаниях и амбициях. Но до сих пор по-детстки интересно, какие грезы посещали великих мира сего? Когда они шли к своей вершине, и когда уже на ней пребывали. Хотя, может так случиться, что некоторые из тех, с кем я работала, тоже войдут в историю, если смогут реализовать воображенное. В принципе, часть пути уже пройдена, но мне хотелось бы увидеть окончательный триумф, с таким размахом, с каким он описан. Это было бы очень приятно.

Кстати, в этот момент неожиданно для себя вспомнила идею (не помню точно), Эдуарда Лимонова об издании книги, состоящей из «Нобелевских речей» известных людей, которые были написаны ими «впрок», на будущее. Забавная идея, но очень правильная, построенная на заглядывании вперед и подведении итогов жизненного пути. Заставляет задуматься. Позвольте спросить: «Есть ли из вас те, кто мог бы написать такую речь прямо сейчас, если представить, что вы уже достигли всего, о чем мечтали и получи мировое признание?» Интересно было бы взглянуть. Причем, не мне, а в первую очередь вам самому. Странный эффект, когда неожиданно для себя узнаешь, что знаешь о том, что хочешь получить в итоге, спустя много-много-много лет. Даже с поправкой на то, что это воображаемая картинка. И кстати, это не обязательно должна быть именно «Нобелевская речь», и совсем не обязательно итог жизни, а какая-то точка поближе к сегодняшнему дню. Главное, не мельчить, начинать сразу с крупного, а потом уже, двигаясь от итогового состояния, обозначить и другие промежуточные точки. В общем, вопреки привычному течению времени, фильм жизни пишется с конца.

Забавно, но такой метод позволяет понять и нащупать свои ожидания. Это пока еще не цели, но уже какой-то эскиз будущего результата. Дальше картину можно уточнять и конкретизировать. Главное, сделать первый шаг – разрешить себе вообразить и увидеть свое будущее. На самом деле это не очень трудно. И самое важное – что ни к чему не обязывает. В идеале – создать несколько сценариев «фильмов» о себе, возможно, с разным финалом, чтобы посмотреть на возможные варианты и определиться с тем, что действительно нравиться, а что не особо.

К чему я это все? Да просто спешу поделиться новой, свежеопробованной техникой. Точнее ее элементы я применяла и ранее, но в несколько ином формате. А в июне купила на арт-базаре забавную «режиссерскую» записную книжку, о котором писала в недавней июньской статье  Похождение бизнес-women на art-базар, и придумала, как его применить, для упрощения процесса конкретизации личных целей (стратегических или краткосрочных – не имеет значения, поскольку технология одна и та же).

Принцип очень прост – нужно написать фильм о своей жизни, начиная с финальной сцены – либо с последней страницы блокнота, либо с одной из последних. Сама по себе обложка, является подсказкой и содержит в себе все минимально необходимое: «Сцена» (название и содержание), «Кадр» (последовательность в фильме), «Дата», «В главных ролях» (ключевые участники), режиссер (тот, кто управляет происходящим). Кроме этого важно определить жанр, решить, о чем он будет и чем все закончится, дать фильму название (как минимум рабочее), определить его бюджет, сроки создания и иную техническую информацию, необходимую на ваш взгляд.

Что еще важно? Представить себе воображаемого зрителя. Ведь это же фильм, у него должна быть целевая аудитория. Какая она? При создании сценария стоит думать о том, что несмотря на то, что фильм о вашей жизни, он должен быть понятен тем, кто его будет наблюдать. Иными словами, для режиссера важно не только создать фильм, но и донести некую мысль до зрителей, суметь ее объяснить, используя свое режиссерское искусство.

А еще имеет смысл помнить о том, что вы не только режиссер, но и один из актеров фильма (роль определяете сами), поэтому отдуваться за фантазию придется самостоятельно. Хотя… пожалуй, на этапе создания фильма об этом стоит забыть, иначе есть риск снизить (или, наоборот, завысить) планку. Фантазию лучше не ограничивать, это не правильно. Стадию критической оценки стоит вынести на потом.

И, кстати, важно помнить о том, что «белых пятен» в фильме жизни быть не должно. Сцены должны быть между собой взаимосвязаны, по принципу, который вы выбираете сами. Здесь ограничений нет, кроме того, чтобы была ясность – как одно проистекает из другого.

Безусловно, такая техника не позволяет сформулировать четкие цели, но дает возможность понять общее направление (смысловой вектор) и некое итоговое образное состояние, к которому стоит прийти. И это только первый шаг. После того, как лучший (наиболее подходящий) вариант сценария «фильма» отобран, можно переходить на новый уровень работы с целями и технологиями их достижения – уточнения, материализации и конкретизации, а также технологии их достижения. Но об этом, как-нибудь в другой раз. Сегодня сказано уже достаточно, во всяком случае для того, чтобы начать пробовать.

Для желающих потренироваться напомню – создание фильма о жизни начинается с конца (!) Желаю вам продуктивного жизнетворчества!

Другие статьи, имеющие отношение к теме:






Карьерное зомбирование

Комментариев нет:

Отправить комментарий