Признаюсь, что я и сама не так давно услышала загадочное словосочетание «дизайн-мышление». Но прошло чуть больше полугода с момента первого знакомства с этим феноменом, и я уже называю себя «чуть-чуть дизайн-мыслителем», а стену моего рабочего кабинета украшает памятный сертификат об участии в курсе, организованном компанией «Design Thinking Lab» на базе бизнес-инкубатора Высшей Школы Экономики.
Испробовав на себе технологию дизайн-мышления, и убедившись в наличии реального эффекта от ее использования, я с удовольствием и вдохновением рассказываю всем своим знакомым о том, что же это такое.
Сегодня я приглашаю вас на встречу с людьми, благодаря которым я получила новый опыт и инструменты, которые помогают мне в моей предпринимательской жизни и работе: Ириной Кутенёвой – сооснователем и директором по развитию компании «Design Thinking Lab» и Диной Мельниковой – дизайн-аналитиком и исследователем, членом международной команды дизайн-мыслителей. Совместно, мы попробуем разобраться, что же такое дизайн-мышление, в чем ценность этого подхода, для кого и зачем это нужно, и есть ли у этого подхода будущее в России. Итак, Welcome!
M.Ш.: Полагаю, что вы часто встречаете людей, которые никогда не слышали про «дизайн-мышление». Вам уже удалось выработать его лаконичное определение или представление?
Дина Мельникова: «Вообще, это метод, который по-настоящему понять можно только через практику. Представить его словами сложно.
В целом, дизайн-подход позволяет получить ответ на вопрос: «Каким образом, разработать новый продукт или услугу, ориентируясь на конечного потребителя?» Это метод выявления скрытой потребности.
Но ключевые слова для его описания – «создание» и «действие». «Алгоритм создания нового» - эта фраза, которая, пожалуй, лучше всего отражает суть дизайн-мышления, если представить его совсем коротко»
Ирина Кутенёва: «И все-таки я добавлю, что дизайн-мышление – это, прежде всего, особый стиль мышления, плюс - использование для решения бизнес-задач ряда инструментов, которые используют в своей работе дизайнеры. И это только на первый взгляд странно.
Дело в том, что в последние годы в системе обучения менеджеров возник выраженный крен в сторону развития левополушарного, аналитического мышления. Очень многие это понимают и ищут способы сбалансировать, выровнять ситуацию, дополнить классическое образование неклассическими, неаналитическими, правополушарными методами. Дизайн-мышление позволяет это сделать за счет того, что использует визуализацию, активную работу с формой (прототипирование на ранних стадиях проекта) и эмпатию в дополнение к аналитическим методам работы, которых не отрицает.
При этом, дизайн-мышление – это не просто набор методик, стимулирующих креативность, а простроенный алгоритм, который позволяет в сжатый период времени пройти путь от поиска скрытой потребности до создания материализованного прототипа решения, которое можно показать инвестору, руководству и своей команде»
М.Ш.: Ирина, на одной из презентаций, я услышала фразу: «Мы - евангелисты дизайн-мышления». И я хочу попросить тебя рассказать, о том, как к тебе пришло осознание этой миссии?
Ирина Кутенёва: «Когда мы с моей коллегой Анной Плосконос возвращались из Штатов в 2007г., у нас была мечта – поделиться опытом, полученным в d.school в Стенфорде, с другими людьми, передать его. У нас появился вопрос: “А как данная методология будет работать в российский и украинских условиях?”