суббота, 1 мая 2010 г.

Деловые салоны и Бизнес-клубы


На протяжении сотен лет светская жизнь высшего общества осуществлялась посредством мероприятий формата «деловой салон». «Выходить в свет» означало «бывать в салонах». При этом салоны были весьма разнообразными. Например, различались по масштабам - являлись официально-придворными, роскошно-светскими или камерными. Или подразделялись по основному развлечению: танцы, карты, литература и музыка, интеллектуальные, политические, философские, оккультные собрания, разнообразные игры или просто светская болтовня. Но, несмотря на разную тематическую направленность, ключевой функцией и целью организации салонов было камерное общение – «светская беседа». Салоны чаще всего носили имя своей хозяйки, реже – хозяина, то есть были именными. А по своей сути они представляли собой некий круг общения, формирующийся вокруг блестящей дамы и объединяющий ее друзей из разных слоев общества (аристократии, деловых людей, модных художников, музыкантов, поэтов, литераторов, артистов, иногда гипнотизеров и прочих удивительных людей).

Разделение салонов на аристократический и демократический происходило далеко не всегда - все зависело от происхождения и социального статуса, личности и интересов хозяина или хозяйки. В салонах вершились человеческие судьбы, обменивались новостями и сплетнями, осуществляли протекцию, заводили полезные знакомства, делали карьеру, заключали сделки, играли в любовь, в политику и в салонные игры. Иными словами, это был формат светских событий, которые позволяли совмещать очень многие интересы и виды деятельности. И основной изюминкой и особенностью здесь была камерность всего происходящего, то есть особенная психологическая атмосфера, позволяющая, в том числе, строить эффективные личные контакты, а также решать «тонкие», щекотливые вопросы.

Поскольку деловые салоны были связаны общим кругом посетителей и общими культурными задачами (коммуникации, эстетика, самоидентификация, как принадлежность определенному элитному кругу), то между ними существовала своего рода конкуренция. Салонная жизнь и правила сильно менялись согласно веяниям времени, и окончательно этот формат мероприятий исчез в революционную эпоху. Чего, собственно говоря, как-то немного жаль…

Однако, интересно, существуют ли отголоски салонной жизни в наше время? В чистом виде «салонов», конечно, уже нет. Поскольку ключевой особенностью этого феномена светской жизни было то, что он формировался вокруг конкретной личности, а не представлял собой просто «культурное мероприятие», на которое съезжались гости по некоему объявленному поводу. Как известно, в деловом салоне и гости (точнее их состав) были не случайны,  их стиль сильно зависел от увлечений хозяйки или хозяина, а также светской моды. В отличие от обычных поездок в гости, салон был широко известен под именем своего хозяина или хозяйки и действовал по определенным законам на регулярной основе. И, как я уже выше отметила, ключевой «фишкой» этого формата была особая внутренняя атмосфера, соответственно, возможность камерного, комфортного общения между гостями и непринужденного решения целого круга личных дел и вопросов. Также, салон предполагал возможность «быть представленным» нужным людям и гостям, то есть хозяйка или хозяин активно осуществляли активные посреднические функции.

С той или иной степенью успеха в современном обществе данную «связующую» функцию, а также функцию камерности (хотя, скорее закрытости, и, в некоторых случаях - элитарности) пытаются реализовать в настоящее время бизнес клубы и деловые ассоциации. Ключевая идея проста – подобрать  участников по некоему интересу или статусу, и попытаться создать условия для того, чтобы между заинтересованными членами складывалось взаимодействие. Причем, как – то так повелось, что большая часть данных «соборищ» проводятся за накрытыми столами и с бокалами. Хотя, бывают и исключения, например, мероприятия по типу «круглых столов», посвященных какой-либо актуальной и модной проблеме, а также конференции и дискуссии. Кстати, участие в бизнес-клубах не бесплатное, потому что членство сулит для участника некие желанные для него выгоды – в некоторых случаях реальные, а в некоторых – мнимые.

Ключевая функция бизнес-клубов – создавать комфортные условия для установления и поддержания системы деловых связей между заинтересованными лицами и участниками рынка – реализуется с переменным успехом. Поскольку среди партнеров клуба есть явная ассиметрия: тех, кто ищет возможности гораздо больше, чем тех, кто может  и хочет их удовлетворить. Поэтому она подменяется иной, более широко сформулированной задачей: «продвижение интересов членов клуба в деловых кругах», в довесок к ней также добавляется актуально-модное «позиционирование и PR первых лиц компаний в СМИ и в клиентской среде», то есть «представительские функции» а, проще говоря – разнообразная реклама. Ну, и конечно, партнерские скидки для участников.

В общем, деловые и светские события настоящего имеют «свою специфику», а заявленное «неформальное» общение в основном отдается на откуп самим участникам и их искусству устанавливать контакт, продвигать и презентовать себя и компанию. Хотя некоторые из клубов предлагают брокерские услуги по поиску клиентов и лоббированию интересов членов и партнеров клуба в бизнес-среде, которые чаще всего реализуются в форме проведения «заказных» конференций, форумов и презентаций. В общем, современный бизнес-клуб – это такой же рыночный игрок, как его участники, потому внутренняя атмосфера тоже  рыночная, а отнюдь не «неформальная».  Бизнес-клуб в отличие от «деловых салонов» прошлого века, феномен отнюдь не светско-культурный, а сугубо коммерческий. И это история про деньги и ради денег, то есть, по сути, совсем другой формат. А осталось ли что-то общее?

Ответ банально прост – визитная карточка и визитницы. Правда ранее это были целые альбомы для их хранения, являющиеся гордостью каждой хозяйки, украшением интерьера и незаменимым предметом беседы в каждом светском деловом салоне.

воскресенье, 25 апреля 2010 г.

Не бойся своей судьбы: она все равно свершится


Вся наша жизнь игра: роли, маски, сюжеты. Это так по-человечески – сыграть в жизнь. Иногда увлеченные игроки заигрываются до такой степени, что уже не могут ответь на вопрос: «А кто же я на самом деле?» Они последовательно и искусно исполняют доставшуюся им по воле рока роль, или правильнее сказать множество ролей на разных игровых полях и по-детски расстраиваются, когда понимают, что «game over». И самое неприятное по окончании игры – понять, что когда у тебя больше нет роли, то  нет и тебя самого. Вот вы, можете отделить свое «Я» от всех тех ролей, которые  исполняете в жизни? Что для вас означает «быть самим собой»?

Да, не простой ребус… И позвольте задать вам еще пару вопросов: А есть ли у вас своя личная игра? И в чем цель этой игры?

Да, люди играют в игры – это их любимый способ проводить время жизни. Некоторые из них затевают «свою игру», а другие оказываются рядовыми и бесправными участниками (и даже жертвами) чужих игр, о целях и правилах которых они даже не догадываются. Ситуация усложняется еще и тем, что те, кто думает, что ведут  «свою игру» одновременно включены в качестве невольных участников в чьи-то чужие игры. Разве можно размотать этот запутанный клубок? Нет. Поэтому мудро звучит преамбула популярной нынче игры «МАФИЯ»: «Не доверяй никому, и не бойся своей судьбы - она все равно свершится»

В общем, какой план игровых действий не задумывай – всегда присутствует элемент Рока. И в этом есть своя прелесть. Подумайте, вы бы согласились прожить свою жизнь в четком соответствии с заранее задуманным планом? День, в день, час в час, минута в минуту, когда все заранее расписано и определено, никаких случайностей не может быть…

Я вот тут на досуге подумала: меняется время - меняются игры. Помните известную игру «Монополия»? Сущность игры - экономическая стратегия; цель игры – заключается в получении максимальной прибыли путём вложения стартового капитала; для каждого игрока цель реализуется через банкротство других участников. Игра индивидуальная, в том смысле, что каждый стремиться одержать личную победу. Для полноценной партии достаточно двух человек, но может быть и больше. Стоит отметить, что несмотря на рациональный компонент игры, в ней, конечно же, присутствует Рок, который всегда вносит свои коррективы в намеченную стратегию - ведь  перед каждым ходом игрок бросает кости.

А знаете, что «Монополия» является порождением «Великой депрессии», и именно в этот период была придумана безработным Чарльзом Дэрроу и запущенна «в люди»? Стоит признать, что г-н Дэрроу сделал интересный ход, играючи решив проблемы со свой занятостью и убедив играть в «свою игру» существенную часть человечества. Как это ему удалось? Само время и место диктовали правила, и он сумел увидеть и придать им видимую для других  форму. Так, Великий Кризис породил великое развлечение – игру про деньги, пользующееся популярностью до сих пор. Считается, что на сегодняшний день число игравших в «Монополию» перевалило за полмиллиарда человек. Проводятся коммерческие соревнования (в том числе мировые чемпионаты) с существенными призовыми фондами. Хотя, стоит признать, что это игра прошлого столетия. Но она не сдается, трансформируясь в соответствии с мировыми тенденциями. Появились on-line версии игры, позволяющие играть с игроками из любой точки мира, а в конце 2008 года вышла Мировая Монополия, которая объединяет все города мира на своём игровом поле. С официальном сайтом Мировой Монополии on-line можно познакомиться здесь: http://www.hasbro.com/monopoly/en_us/

Кстати, забавный факт – в СССР «Монополия» в несколько преображенном виде появилась в середине 80х годов, во времена Перестройки под названиями: «Менеджер» и «НЭП» (новая экономическая политика). То есть появление ее тоже не случайно и привязано к кризисно-переходному периоду.

Продолжая традицию прагматичных экономических игр с ориентацией на кросскультурный подход, обороты стремительно набирает активно продвигаемая деловая забава – международное соревнование по стратегическому управлению компанией Global Management Challenge (http://www.globalmanager.ru/). Миссией которой заявлена: "практическая подготовка менеджеров к конкуренции на глобальных рынках". Ключевое отличие в том, что игра стала командной, и в ней нужно управлять одной компанией, но игровые действия разворачиваются на мировом рынке, а решения и действия соперников не известны. Главная цель участников состоит в том, чтобы добиться наибольшей стоимости акций компании на виртуальной бирже. В настоящее время в этой мировой игре добились успеха две российские команды. Сначала группа игроков, одержавшая победу в российским чемпионате GMC в сезоне 2007-2008,  заняла  5ое место, а в 2009 году команда молодых российских менеджеров стала победителем международного уровня. В общем, история прагматичных деловых игр продолжается. Но есть и другие.

Наиболее ярким представителем иных деловых игр является психологическая и ролевая «Мафия». Все правильно, ведь бизнес – это не только деньги, расчет в цифрах и стратегия, но также и непредсказуемые взаимоотношения с людьми, столкновение интересов и многие-многие роли. Мафия как раз про этот аспект бизнес-активности.

Да, для того, чтобы добиться успеха в бизнесе стратегического мышления и знаний в области менеджмента не достаточно. Большое значение имеют soft skills («мягкие навыки»). И здесь все как обычно – кто-то такими навыками щедро одарен от природы, а кто-то будет им обучаться. Естественно, делать это в игре значительно приятнее. Тем, более, что в игре «человек на голову выше самого себя». Известный психологический факт состоит в том, что играя и вжившись в роль, человеку становиться доступно то, чего раньше, в своем привычном состоянии, он не мог. Иными словами, «Не Я» (игрок) может больше чем «Я».

Кстати, а про что Мафия? Какова ее цель? Во-первых, это игра – общение, причем не только словесное, но и невербальное, когда игроки одной из команд должны суметь договорится друг с другом жестами и знаками, соблюдая тишину и секретность своих ролей. Мафия  командная игра – то есть победить в ней должна группа игроков, а ради этой цели можно пожертвовать некоторыми своими членами (то есть тебя могут сдать свои же).  А еще это игра про оборотней, то есть тех, кто должен уметь превращаться и чья истинная роль в игре не должна быть раскрыта. Это игра не на деньги, а на выживание. Игра - борьба, игра – маскарад. Что в ней важно? Наверное, главное – это приять свою роль, действовать сообразно ей, и выжить (причем, командой), что для одних участников означает не быть раскрытыми другими. В общем, все как в жизни, точнее в игре под названием жизнь. Кто-то играет в Мафию, пытаясь угадать под маской «простого жителя» «мафиози», а кто-то на государственном уровне увлеченно и театрально, на публику, разоблачает оборотней в погонах. Короче, очень актуальная игра, опять же соответствующая духу времени, ведь в Мафии фактически узаконены обман и коварство, заключение и нарушение договоров и альянсов. Это  игра эмоционального интеллекта. Она  учит лгать и распознавать ложь – то есть жизненно важным в деловой игре качествам. А еще она учит никому не доверять. Никому, даже «своим». Чего-то вдруг вспомнилась известная песня дуэта Тату – «Не верь, не бойся, не проси» ( тюремная поговорка)

Кстати, Мафию создал российский психолог – студент факультета психологии МГУ – Дмитрий Давыдов. Как гласит история – в психологических целях. Но игра созникла не на пустом месте, у нее был европейский прототип - «Убийца». Разница в том, что в «Убийце» игроки разоблачают одного, а в Мафии важно разоблачить команду. Не знаю байка это или нет, но эти две «развивающие ролевые игры» используются Высшей школой МВД РФ для «усвоения различных приёмов и методов чтения языка телодвижений в игровой форме». Говорят, что есть учебно-методические пособия по этим играм.

В общем, настало время интеграции. И формула проста:

Global Management Challenge + MAFIA =

БИЗНЕС ПСИХОЛОГИЯ

Иными словами - на глобально-экономическо-стратегическое мышление и менеджерское образование надейся, но и психологические навыки осваивай. Это важный аспект повседневного выживания в бизнес среде. Да и вообще, полезный навык в жизни. Формула Аль Капоне: «Ты можешь достичь добрым словом и пистолетом большего, чем просто добрым словом», - стала старомодной. Это тоже история прошлого века. В ход идут  "психологические козыри". Добро пожаловать в клуб управления деловой активностью JOHNNY JOKER !

Итак: «Игроактивны ли вы, деловые люди?»