суббота, 14 мая 2011 г.

Наводящие вопросы

Прогуливаясь по просторам рунета, набрела на довольно старую (аж от 2008 года) статью, опубликованную Harward Business Review«Творческая мысль на коротком поводке» . В которой обсуждается ограниченность слабоструктурированного «мозгового штурма» и предлагается интересный «древовидный» метод «задавания вопросов», следуя которому можно «делать открытия одно за другим», производить «новаторские идеи» и изменять ассортимент продуктов и услуг на рынках.

По мнению авторов статьи   «хорошие вопросы открывают пытливому уму множество вариантов, не имеющих ничего общего с уже известными решениями, и заводят его в доселе не исследованные уголки целого мира перспективных усовершенствований». Проверить это утверждение, можно опробовав на практике универсальный список «Наводящих вопросов для новых продуктов и услуг»  . Дерзайте!

пятница, 13 мая 2011 г.

Социальный интеллект

Ох уж эта «одержимость жизненным успехом»… Но ничего не поделаешь, люди всегда желали знать, что отличает середнячка от выдающегося. Были времена, когда все списывали на «божественную предопределенность», но вслед за ними настали другие – менее одухотворенные и более прагматичные.

И так, что же важно для того, чтобы достигнуть уровня «выше среднего»?

Долгое время на первый план выдвигались интеллектуальные способности и «интеллектуальная одаренность», что привело к созданию множественных тестов, измеряющих уровень IQ и гипертрофированному вниманию к развитию умственных способностей с самого раннего детства.

Однако, вскоре было замечено, что люди с высокими показателями   IQ  демонстрируют  низкие результаты в тестах оценки креативности и, наоборот – высокий уровень креативности может сочетаться со скромными значениями  IQ .  Потому подходы в оценке начали меняться, и появилось понятие «творческой одаренности».

А со временем, наш язык пополнили определения социального и эмоционального интеллекта, коммуникативной компетентности, soft skills (или «мягких навыков»). И уже к 90ым годам прошлого столетия был накоплен значительный массив данных, подтверждающих факт того, что для успешной реализации в жизни важно уметь эффективно взаимодействовать с другими людьми: понимать и прогнозировать их поведение, точно определять личностные особенности, чувства, эмоциональные состояния и мотивацию, выбирать способы общения, чувствовать «подходящие моменты», «легко сходиться», «входить в положение», «ставить себя на место другого», приспосабливаться и уживаться, а также понимать и контролировать собственные эмоциональные проявления.

Совокупность этих способностей стала именоваться «социальной интуицией», «социальным даром» и «социальным талантом», наличие которого значительно повышает шансы своего обладателя на жизненный успех и высокое социальное положение вне зависимости от уровня IQ и креативности.

Чтобы было понятно, как это происходит на практике, приведу пример из книги Елены Сидоренко, посвященной коммуникативной компетентности:

«В результате анализа хронометрических описаний «ежедневной рутины» наиболее успешных в бизнесе людей, выяснилось, что от 70 до 90% своего рабочего времени они «общаются как одержимые». («Harward Business Revie»). Причем, эти люди не составляют списков важных дел и не ограничиваются количеством людей, с которыми необходимо сегодня встретиться. Они «тратят» время на ходьбу по коридорам, где вступают в совершенно случайные, с точки зрения постороннего наблюдателя , разговоры с совершенно случайными , на первый взгляд людьми. Но именно таким образом они строят свою систему деловых связей, причем значительно меньшими усилиями, чем если бы они планировали встречи по формальной цепочке управления. Подобный стиль поведения называется «прогуливающийся менеджер». Деловое общение в данном случае имеет форму цепи не связанных между собой «малых разговоров», серий вопросов и ответов, 10ти минутных деловых обсуждений, шуток и попыток влияния. Причем, успешность многих деловых людей обусловлена, зачастую, не тем что они способны бесконечно продуцировать те или иные идей самостоятельно, а очень тонко реагируют на инициативы других людей!»

Продолжая разговор о пользе социального интеллекта, стоит отметить, что людям с выраженными социальными способностями лучше удается продвижение идей в социуме, что включает в себя грамотное привлечение к ним внимания, умение создавать эффектную и доступную для понимания презентацию, работать с сопротивлением и отрицанием, а также искусство показывать неочевидные на первый взгляд выгоды.

В общем, социальная одаренность имеет очень разные формы и виды применения. Она незаменима в переговорах, образовании альянсов, установлении партнерских отношений, командных видах взаимодействия, делах коммерческих и политике, а также во многих других сферах. Более того, этот вид человеческих способностей прекрасно конвертируется в материальные блага, оттого становиться все более и более востребованным современным обществом.

четверг, 12 мая 2011 г.

Человек с миссией

Вот как-то не люблю я тему лидерства… Затаскана, искажена, притянута за уши, часто надумана и навязана бизнес-модой. От того большая часть книг, посвященная этой тематике, отдает какой-то пластиковой неестественностью. Открываешь очередную бизнес-книжку и, увы, ловишь себя на мысли о том, что современное лидерство – это попса…

Но есть ролик, который я советую посмотреть всем. Просто потому что он нарушает правила (точнее, разрушает привычный стереотип понимания лидерства), переворачивает мышление, откровенно удивляет, восхищает и вызывает какой-то внутренний страх перед необъяснимым и непонятным. Его герой - Nick Vujicic – человек, для которого нет ограничений.


Я смотрела это видео много-много раз. Я показывала его другим. И до сих пор не могу понять: «Откуда у этого человека такая внутренняя сила?»

Да, именно внутренняя сила, ибо слово «лидерство» здесь не применимо. Оно не более чем бледная тень на фоне того, чем обладает Nick Vujicic – человек, обладающий способностью менять мир. Человек с миссией…

P.S.: «Невозможно — это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди. Им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы что-то изменить. Невозможное — это не факт. Это только мнение. Невозможное — это не приговор. Это вызов. Невозможное — это шанс проявить себя. Невозможно — это не навсегда. Невозможное возможно», Мухаммед Али