пятница, 25 июня 2010 г.

О-о-о, эти мифы об MBA !

Вообще, про эти три волшебные буквы аббревиатуры MBA сказано уже не мало, поэтому обойдусь комментариями по следам свежих впечатлений от посещенных мною на текущей неделе днях открытых дверей нескольких бизнес-школ.

Если говорить о целях обучения на данных программах, то их можно представить так:

1. Смена мышления специалиста на мышление руководителя (актуально для людей без опыта управления, но состоящих в кадровых резервах компаний или для тех, кто только начинает приобретать опыт управления и видение деятельности компании на ином уровне)

2. Структурирование опыта приобретенного на практике (актуально для тех, кто имеет историю в управлении и предпринимательстве, уже состоялся в бизнесе, но испытывает потребность в переосмыслении своего опыта, выходе на новый уровень понимания бизнеса)

3. Соответствие актуальным требованиям рынка - рыночным стандартам (апгрейт ранее полученного образования, в некоторых случаях – часть программы по подготовке к смене профиля и области деятельности и т.д.)

4. Вхождение в определенную среду и круг бщения (в том числе, приобретение новых знакомств и расчет на продвижение за счет связей)

В принципе, все четыре цели могут быть достигнуты. Однако, для того, чтобы это произошло важно четко понимать, какая именно преобладает (проранжировать цели), поскольку от этого зависит выбор бизнес-школы и программы обучения.

Сегодня я позволю себе пропустить первые две цели, и уделить внимание третьей и четвертой, потому что с ними связанно наибольшее количество мифов и распространенных ошибок.

В частности, акцентирую внимание на том, что сам по себе диплом MBA не является конкурентным преимуществом на рынке, если он не подкреплен профильным и релевантным опытом. Поэтому планируя обучение необходимо озадачиться сменой работы, если на вашем текущем месте нет предпосылок для выхода на соответствующий должностной уровень, а не откладывать это действие на последипломный период. В идеале, «на выходе» у вас должен быть не только диплом, но и соотвествующий  опыт (хотя бы год). В докризисный период основным работодателем для людей «с MBA дипломом на руках, но без опыта» был консалтинг. Не секрет, что консалтинговые компании часто рассматривались выпускниками бинес-школ в качестве «промежуточного» работодателя с перспективой перейти при случае в штат компании-заказчика консалтинговых услуг. Обращаю ваше внимание на то, что сейчас объем активно действующих (не номинальных) консалтинговых организаций существенным образом уменьшился. Но как говорится – кто вам мешает учредить свою собственную консалтинговую компанию? Это, кстати, намек про вариант приобретения релевантного опыта, дополняющего диплом.

Более того, вопреки расхожему мнению о том, что степень MBA – это конкурентное преимущество, не редки случаи, когда данный диплом является препятствием для работы в той или иной компании. Например, такое случается, если лицо принимающее решение имеет другие предпочтения по бизнес-школе (диплом другой школы) или не имеет образования подобного уровня. На рынке часто можно услышать: «Нам нужны не новомодные ученные, а практики», - особенно от авторитарных руководителей и собственников компаний, перешедших определенный возрастной порог и сопротивляющихся изменениям. Таковых на рынке более чем достаточно.

Кроме этого диплом MBA не является «входным билетом» в компании с иностранным участием, так как для большинства из них требуется наличие профильного опыта (в компаниях схожей структуры и корпоративной культуры), а также определенного карьерного пути (лестницы, состоящей из четко заданных должностных ступеней). Иными словами, ваше резюме ЦЕЛИКОМ должно подходить под клише. Поэтому, прежде чем вы приступите выбору обучающей программы важно критически оценить уже имеющийся опыт, и думать не только о «возможностях», но и принимать внимание «ограничения». Также важно понимать, что диплом MBA – это не универсальное конкурентное преимущество, а СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РЫНОЧНОГО СТАНДАРТА, актуального для определенного спектра должностных позиций и разного для разных компаний.

По большому счету мне известен один вариант, в котором диплом MBA, не подкрепленный опытом может действительно стать весомым конкурентным преимуществом – это специализированные, редкие разновидности обучающих программ, в сочетании с дефицитом кандидатов определенного уровня образования (например, в области IT, медицины, ЖКХ, организации спортивных мероприятий и т.д.) Но стоит понимать, что такой диплом одновременно ограничивает своего обладателя все той же самой специализацией.

Если говорить о такой цели как «вхождение в определенную среду и круг общения», то вокруг нее также живет много мифов, которые имеет смысл развеять.

1. Бизнес-школы фиксируют существенное омоложение возраста своих студентов. Возрастной состав до 30 лет стал нормой. При этом омоложение – это снижение объема опыта и статуса у ваших будущих коллег по классу. Наибольший объем «специалистов» и «руководителей отделов» традиционен для вечерних программ. Повышенный процент «генеральных директоров», «заместителей» и «собственников» наблюдается на программах full time (рассчитанных на тех, кто может себе позволить свободное время на обучение), executive MBA (вообще закрытых для людей с несоответствующим статусом) и модульных (на которых традиционно много представителей из регионов). Иными словами, при выборе программы важен «профиль слушателя». Такие статистические данные практически всегда есть в бизнес-школах (но, увы, они не всегда честные), а увидеть глазами людей, с которыми вы возможно в дальнейшем будете учится можно на днях открытых дверей (с поправкой на то, что аудитория может быть смешанная из разных программ). При этом отмечу, что образовательные выставки (точнее, презентации бизнес-школ на выставках) для оценки профиля слушателя не подходят, так как на них традиционно очень много молодых людей (недавних студентов). Высок риск получить искаженное представление.

Усредненные цифры по составу выглядят так:

• executive MBA (EMBA) – 100% - генеральные директора и их заместители, собственники компаний + бывают министры и политики
• программы full time – 50-60% - генеральные директора и их заместители, собственники компаний
• модульные программы – до 60% генеральные директора и их заместители, собственники компаний (из регионов)
• вечерние программы – 10-30% - генеральные директора и их заместители, собственники компаний

2. В связи с кризисом объем корпоративных заказчиков у школ сократился, стало много физических лиц, оплачивающих свое обучение самостоятельно, а также в связи с дефицитом студентов были минимизированы вступительные испытания и снижены планки требований в отношении к студентам. Face control поступающих конечно проводится, но состав групп изменился сильно. Исключение составляют только программы executive MBA, отбор на которые производится согласно «конкурсу CV», так как цель этих программ – создать однородную, закрытую, элитарную среду для людей, с высоким статусом. Да и само обучение в рамках executive-программы проводится иначе – с минимальным количеством аудиторных часов по индивидуальному плану (что в общем-то другим своим концом бьет по качеству обучения). В общем, при поступлении на программу очень важно уяснять для себя качественный состав группы и качество отбора в группу: каков процент «корпоративных» студентов и «физиков», какие крупные компании являются традиционным потребителем бизнес-программ данной школы и существует ли практика обращений директоров по персоналу, с целью подобрать перспективных кандидатов из состава слушателей и т.д. Известно, что ряд бизнес-школ имеет устойчивые связи с крупными компаниями, такими как РЖД, Русал, Газпром, Лукойл и так далее, выполняя роль «корпоративного университета на аутсорсинге». Соответственно, обучающие программы могут быть «заточены» под нужды конкретных компаний и на их практическом материале (то есть с использованием профильных кейсов). В общем, качественный состав группы может влиять на то, как и чему вас будут обучать, а также определять ваши возможности и ограничения. Отмечу, на модульных и вечерних программах традиционно высок процент «корпоративных» слушателей (хотя, с ложившихся экономических условиях, этот пункт вариативен)

3. С началом кризиса и волной массовых сокращений активно пропагандировалась идея – инвестируйте свое время в обучение. Однако на практике время изменилось, а обучающие программы нет (в связи с чем к ним снизилось доверие), конкурентным преимуществом на рынке труда стали личные связи, а не диплом MBA, объем менеджерских позиций и размер вознаграждений стал такой, что «инвестиции в образование» грозили стать выброшенными деньгами. Однако, даже для тех, кто захотел использовать свое время для обучения возникла проблема, связанная с переносом программ на «лучшие времена, когда рынок восстановится» из-за того, что группы просто не набирались. В общем, при выборе программы важно понимать, что некоторые из них номинально присутствуют на рынке, а по факту обучение по ним не проводится, поэтому важно не класть «все яйца в одну корзину», а иметь альтернативы, особенно если вы имеете планы пройти обучение в заданный период времени.

4. Важно также понимать, что узнаваемость бренда бизнес-школы (бизнес школа «на слуху), это не то же самое, что качество обучения. На рынке есть масса раскрученных учреждений, выдающих дипломы не представляющие интереса для искушенных работодателей. Поэтому при выборе бизнес-школы важно, какой документ вы получаете и кому конкретно он будет (должен быть) интересен. В этом пункте вскользь упомяну и о преподавательском составе – у большинства школ первого эшелона он един на 60-70%, так как рынок преподавателей бизнес- дисциплин, способных преподавать «для взрослых» и обладающих практическим опытом очень узок. Эксклюзивных преподавателей, преподающих только в одной школе мало, и их процент выше там, где курсы читаются на иностранных языках. На чем же базируется разница в отношении к диплому? Кроме «скрытых» мотивов, на качестве отбора и составе групп, качестве итоговых работ выпускников, наличие аккредитации и особенностях построения самой программы (целый ряд «рыночных» программ «вырос» из специальных, разработанных под «корпоративный заказ»). Поэтому в ситуации выбора бизнес-школы очень важно не только собрать информацию от бывших учеников, посетить дни открытых дверей, но и сходить на демо-лекции (а если их нет, то напросится на текущие), и найти время посетить защиту итоговой работы (!), которая в большинстве случаев является открытым мероприятием. А также имеет смысл поинтересоваться историей происхождения конкретной программы. Откуда у нее ноги растут?

5. Очень часто представители бизнес-школ ссылаются на количество выпускников, которые они выпустили и на некий «эффект лояльности бизнес-школе», который состоит в том, что выпускники одного учебного учреждения при прочих равных выберут и продвинут «себе подобного». Да, ряд школ имеют бизнес-клубы, способствующие поддержанию связей, однако, важно понимать, что чем более элитарно образование, тем меньше у бизнес-школы выпускников. Кроме этого, программы full time (которые могут себе позволить очень немногие) или как альтернатива, модульные, являются гораздо более качественными по сравнению с вечерними и executive-программами. Соответственно, чем больше выпускников, тем более «народным» и «демократичным» является бренд, тем меньше отборочных процедур и тем более разношерстная и непредсказуемая среда в группах слушателей. Хотя справедливости ради отмечу, что «эффект лояльности» действительно имеет место быть, однако, чем выше вверх по карьерной лестнице, тем выше проявляется конкуренция, а не сотрудничество, соответственно, нейтрализуются иные эффекты.

6. Совсем недавно, на закономерный на вопрос потенциальных слушателей: «Оказывают ли бизнес-школы содействие в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников?», - можно было услышать распространенный ответ: «Мы являемся образовательным учреждением, и услуги карьерного консалтинга – это не наш профиль». Это было связанно с тем, что основным заказчиком образовательных услуг были – компании, и «содействие трудоустройству» выпускников противоречило интересам корпоративного заказчика (которого бизнес-школа могла потерять), да и у «оплаченных» слушателей, состоящих в кадровых резервах проблем с поиском работодателя особо не было. Сейчас времена изменились и бизнес-школы все больше ориентируются на интересы независимых физических лиц, развивая свою инфраструктуру продвижения выпускников на рынке труда. Однако так поступают не все. Поэтому, если вы планируете оплачивать обучение сами, очень важно уточнять, с какими именно кадровыми и агентствами сотрудничает школа, есть ли у нее сильный бизнес-клуб и активно действующий центр развития карьеры, поставлена ли система стажировок и как она работает, в каких ассоциациях состоит школа и с какими компаниями имеет наработанные связи. Конечно, во всем важна мера и следует помнить, что продвигаться в жизни вам придется самостоятельно, причем, в конкурентном поле, но все-таки приятно, когда есть дополнительные возможности.

7. В общем, разговор про MBA можно продолжать достаточно долго, но сейчас уже хочется его завершить. При случае и вдохновении я буду возвращаться к этой теме с дополнениями и наблюдениями. Кстати, буду признательна за ваши комментарии, если есть что дополнить или возразить. Это будет интересно.

Обобщаю, сказанное выше:

1. Нужен ли вам диплом MBA или какой-либо иной образовательный продукт зависит от имеющегося у вас опыта, карьерных целей и внутреннего потенциала (решимости для продвижения). Диплом MBA чудес не делает.
2. Диплом MBA – это не конкурентное преимущество, а составной элемент стандарта. Популярность на рынке труда обеспечивают как минимум: CV (релевантный опыт) + MBA + деловые связи
3. При выборе конкретной школы, программы и формы обучения важно не столько «удобство», сколько то, что вы планируете получить в результате. Иными словами, важно не подстраивать выбор программы под имеющийся образ жизни, а менять жизнь под запланированные цели и выбирать именно такую программу, которая даст вам максимум возможностей изменить жизнь или получить то, чего у вас сейчас нет.
4. Имеет значение не только то, какой диплом вы получите, кто вас будет учить, но также и то, с кем вам предстоит учиться, что будет происходить после периода обучения (точнее, на какую помощь со стороны бизнес-школы вы можете рассчитывать).
5. Важно оценивать не столь рейтинг или узнаваемость бренда бизнес-школы, сколь ее устойчивые связи с бизнес-сообществом и потенциал инфраструктуры продвижения. Поскольку рейтинг и бренд школы – это в первую очередь средство по привлечению студентов, а не средство перемещения слушателя по карьерной лестнице.
6. Вообще, MBA – это не просто формат обучения и диплом, это гораздо больше. Но сумеете ли вы получить это большее или нет, зависит от того, какова ваша готовность увидеть и использовать имеющиеся возможности, предусмотреть ограничения и развеять мифы.
7. Ломайте свои мозги и активно вынимайте мозг представителям бизнес-школ раньше, чем они вынули из вас деньги !!! Поскольку диплом-то вам выдадут, но вот будут ли время, деньги и усилия инвестициями или бессмысленными затратами – зависит от вас, в том числе от того, насколько хорошо вы поняли свои цели (то есть ожидаемый результат).

JOHNNY JOKER желает удачи всем Умным (и Отпетым) Карьеристам в делах и задает вопрос: «Для чего вам MBA?»

вторник, 22 июня 2010 г.

Волна креатива накрыла Лондон!


 
В понедельник – 22 июня 2010 года творческое цунами вынесло на улицы Лондона десятки пианино, призывающих всех желающих поиграть на них. Самые большие аудитории собрали инструменты установленные на главной площади Нью-Йорка – Тайм-сквер и в парке около статуи Свободы. В ближайшие дни творческая уличная экспансия будет продолжаться – пианино все прибывают и прибывают! В ближайшие дни на главных улицах, на площадях и в парках появиться свыше 60ти инструментов и не только в центральной части города, но и в отдаленных районах – в том числе в Бронксе и Гарлеме.

 
JOHNNY JOKER присоединяется к этой акции и вносит личный вклад в популяризацию творчества и креативного подхода. Статья «Включай Дурака!» опубликована в Сообществе менеджеров  - ЗДЕСЬ

Другие статьи от JOHNNY JOKER на тему игро-креативности можно посмотреть здесь:

Game engineering. Жизнь-Игра?









Библио-Joker. Креатив книги

 

«Коммуникационное пространство и коммуникационная среда бизнеса: основные концептуальные подходы и понятия»













JOHNNY JOKER спешит сообщить о событии:

Что? Открытый семинар на тему: «Коммуникационное пространство и коммуникационная среда бизнеса: основные концептуальные подходы и понятия»

Когда? Время: 23.06.2010, начало в 15.00

Где? Место: Высшая школа экономики, Лаборатория бизнес-коммуникаций , Покровский бул., 11, Д-222.

Участник - организатор: Лаборатория бизнес-коммуникаций

Подробности ЗДЕСЬ

понедельник, 21 июня 2010 г.

Прыгни выше головы!

Совсем недавно отвечала на вопрос: «Какие книги вы купили за последний год?» С налета вспомнила две, одна из которых «Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха» Маршала Голдсмита. Эту книгу я могу рекомендовать. Вообще, она написана для тех, кто уже добился успеха в жизни и хочет подняться на следующую ступень, но я полагаю, что может быть полезна и для тех, кто пока только фантазирует об успехе. Почему она мне понравилась? Потому что действительно похожа на жизнь и полезна. А еще потому, что разделяю точку зрения автора о том, что чем выше поднимается человек, тем более «поведенческими» становятся его проблемы, то есть на первый план выходит умение строить отношения с людьми – с теми кто над тобой, с теми, кто равен тебе и с теми, кто находится в подчинении и зависимости. Да, в книге достаточно много «американизмов», но также достаточно мыслей, под которыми лично я могла бы подписаться.

Я, например, оценила «пантеон» вредных привычек (недостатков межличностного поведения, свойственных успешным людям) собранный Голдсмитом:

Чрезмерное стремление к победе. Потребность побеждать любой ценой в любой ситуации – когда это важно, когда не важно и вообще не имеет значения.

То есть некое гипертрофированное стремление, даже обязательство быть первым,, переход за тонкую грань нормального настроя на победу, слепая одержимость победой, постоянное желание взять верх.

Чрезмерное желание внести свой вклад. Неодолимая потребность сказать свое слово по каждому поводу.

Как пишет автор: «Если вам свойственно после слов «отличная мысль» тут же делать оговорку «но» или «и все же», постарайтесь закончить на слове «мысль. А еще лучше до всяких слов сделать паузу и спросить себя, стоит ли вообще говорить, что вы хотели».

Стремление выносить оценку. Потребность судить других и навязывать им свои стандарты.

Имеет смысл как можно чаще задаваться «контрольным» вопросом: «Тебя что назначили главным критиком? »

Склонность к деструктивным высказываниям. Неуместные проявления саркастичности и язвительности с целью продемонстрировать свое остроумие.

Позиция сопротивления – «нет», «но», «тем не менее». Злоупотребление противительными словами с подсознательной целью внушить другим: «Я прав, а вы – нет».

Такая позиция (или защита своей позиции) часто заводит дискуссии в тупик, вызывает отпор и увеличивает ряды врагов.

Превознесение своего ума. Потребность демонстрировать другим, что мы умнее, чем они думают.

В трактовке автора – это одна из разновидностей потребности побеждать, а также выражение потребности в восхищении со стороны окружающих. «Ум привлекает людей. Похвальба умом отталкивает». Однако, очень трудно побороть потребность превозносить свой ум перед окружающими.

Гнев как средство управления. Использование собственной эмоциональной неустойчивости как инструмента давления.

Увы, но разгневанный человек теряет контроль над собой, и в таком состоянии невозможно руководить. Кроме того, настоящим виновником гнева редко бывает «другой». Причину гнева имеет смысл искать внутри себя, а не вовне.

(Есть такая буддийская притча. Молодой крестьянин, обливаясь потом, греб вверх по реке, чтобы доставить товар в деревню. Было очень жарко. Он хотел поскорее попасть на место и вернуться домой до темноты. И вдруг впереди он заметил лодку, которая стремительно плыла по течению прямо ему навстречу с явным намерением врезаться. Крестьянин изо всех сил погреб в сторону, но это не помогало. Тогда он крикнул: «Разворачивайся, разиня! Ты же едешь прямо на меня. Река широкая. Смотри внимательно!» Но все это было напрасно. Лодки столкнулись. Крестьянин вскочил и в ярости закричал: « Ах ты болван! Как тебя угораздило врезаться в меня на такой широкой реке? Куда ты смотрел?» И в тот же миг он увидел: в лодке никого нет. Он проклинал пустую лодку, которую сорвало с привязи и понесло по течению. Мораль проста: в «другой лодке» никогда никого нет. Когда мы гневаемся, мы ругаем пустую лодку)

Негативизм, или «Дайте мне объяснить, почему это не будет работать». Потребность посеять сомнения, даже когда вас никто не спрашивал.

По сути, это негативизм, завернутый в упаковку услуги.

Сокрытие информации. Склонность замалчивать информацию, чтобы получать преимущество перед другими.

И это вновь деструктивное проявление потребности побеждать.

Неумение воздавать по достоинству. Неспособность поощрять и вознаграждать.

Голдсмит совершенно справедливо замечает, что лишить людей заслуженного признания – вернейший способ погасить инициативу.

Приписывание себе чужих заслуг. Самый неприглядный способ подчеркнуть свое участие в успешном деле.

Покровительство любимчикам. Неспособность осознать, что к некоторым людям мы относимся несправедливо.

Неготовность выразить сожаление. Неспособность повинится за поступки, признать свою неправоту или эмоциональный ущерб, нанесенный другому человеку нашим поведением.

«Наказание вестника». Склонность нападать на невинных, которые всего лишь хотели помочь вам.

«Верный способ отучит людей снабжать вас какой бы то ни было информацией – прослыть «палачом вестников. А если вы хотите избавиться от этой привычки, вам нужно просто говорить спасибо»

Перекладывание ответственности. Позиция «виноват кто угодно, только не я»

Чрезмерное желание оставаться «самим собой». Превознесение собственных недостатков как достоинств только потому, что мы – это мы.

Имеет смысл помнить о том, что человек – существо социальное, поэтому вы – это не только то, что вы думаете о себе, но также и то, что другие думают о вас.

И так далее, весь перечень приводить не буду. Этого достаточно, для того, чтобы понять, ваш ли Голдсмит автор или нет. Хотя… Пожалуй, в завершении поста позволю себе упомянуть еще один из пунктов – привычку № 21 – одержимость целью.

С одной стороны, умение ставить себе цель значимо, так как позволяет организовать деятельность и превратить ее в целенаправленную - к результату приводящую. Жизнь можно образно представить как проект, но все-таки это не проект. Все хорошо в меру, да и цели, увы, бывают ложными, миражными и чужими. Так что, четко представляя себе маршрут, можно оказаться совсем не в том месте. Это не умаляет значение цели, но ограничивает возможности цели управлять вашим поведением. Во взаимоотношениях с целью очень важно помнить, что Вы – главный.

Кажется, это была рекламная пауза… Но, почему бы и нет?

воскресенье, 20 июня 2010 г.

Game Engineering . Жизнь – Игра ?


Приключилась закономерная, хотя на первый взгляд забавная вещь – кризис спровоцировал интерес к игровой активности. Причем, у взрослых, не по-детски настроенных ученых мужей. Только в течение июня я наткнулась на два события на игровую тему:

• 16 июня на кафедре высшей математики факультета экономики ГУ Высшей школы экономики состоялся научный семинар на тему «Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике», на котором с открытой лекцией «Покер: интеллектуальный спорт или азартная игра (научный анализ соотношения риска и мастерства в покере)» выступил Сергей Жолков (профессор РГУ нефти и газа им. Губкина, ГУ-ВШЭ).

• А 28- 30 июня 2010 Высшая школа менеджмента СПбГУ и Факультет прикладной математики - процессов управления СПбГУ проведут четвертую международную конференцию «Теория игр и менеджмент» (GTM 2010). С анонсом и программой которой можно познакомиться здесь.

Игровой тренд очевиден и это не единственные его ласточки. Активной жизнью живут такие забавы как психологическая Мафия и стратегическая Global Management Challenge , а в некоторых бизнес-клубах увлеченно играют в китаско-логическую Маджонг. Зачем? Для чего?

Ответ прост: игра это уникальный своей полезностью вид деятельности. Вопреки расхожему представлению то том, что игра – это форма отдыха и развлечения, игра – это развитие (физическое, интеллектуальное, эмоциональное и т.д.). И она полезна не только детям, но и взрослым. Кстати, у игры есть продукт, и это не выигрыш или проигрыш, а внутренние изменения – новые паттерны поведения, изменения в области мыслительных процессов и многое другое. Иными словами, играя можно превзойти самого себя, перепрыгнуть через барьеры своего мышления и ограничений, задействовать тот ресурс, который в обычной жизни не используется, дать свободу воображению и разрешить себе быть раскованным и креативным. Главное – правильно подобрать свою развивающую игру и достойных партнеров по игре.

Кстати, а как вам игра под названием «Жизнь»? Нет, не в переносном, а в прямом смысле слова. Одноименную игру (в оригинале – Conway،s Game of Life) изобрел математик Джон Хортон Конуэй в 1970 году. Место действия игры – Вселенная (размеченная на клетки поверхность), каждая клетка на этой поверхности может находиться в двух состояниях: быть живой или быть мёртвой. Хотя, это, конечно, не игра в традиционном понимании, поскольку в ней нет игроков, побед и поражений… У нее есть лишь инициатор - тот, кто запускает ход игры, то есть расставляет начальную конфигурацию «живых» клеток, которые затем взаимодействуют согласно правилам уже без его участия. Иными словами, «Жизнь» - есть один из самых простых примеров того, что называют «самоорганизация систем». В ней изучается построение сложных фигур и форм поведения на основе очень простых правил. Предполагается, что изучение комбинаций этой игры может привести к открытиям в разных областях науки. Вот такие вот нешуточные игры вселенского масштаба у ученых мужей.

А все начиналось с того, что Джон Конвей заинтересовался проблемой озвученной в 1940-х годах другим известным математиком – Джоном фон Нейманом, который пытался создать машину, которая может воспроизводить сама себя. В итоге, Нейману удалось создать математическую модель такой машины, но с очень сложными правилами, а Конвею спустя несколько лет, удалось эти правила упростить. Так появилась «Жизнь». Подробнее здесь.

Пожалуй, завершать этот пост я не буду, поскольку еще много раз буду возвращаться к этой теме…


“Вся наша жизнь уходит на то, чтобы научиться пользоваться ею”
П. Буаст

The Fourth International Conference on Game Theory and Management

The Fourth International Conference on Game Theory and Management