вторник, 22 февраля 2011 г.

Мальчики! Солдатики! или Война в миниатюре …





Не помню, кто сказал:

«Мальчики не взрослеют, со временем лишь игрушки дорожают»



Фигурки изображающие воинов появились многие-многие тысячелетия назад. Готовые к бою войска обнаружены в гробницах фараонов и императоров, известны также упоминания об игре в солдатики в древних трактатах. И все эти артефакты являются далеким прообразом того, что в настоящее время принято называть «военной игрой» или «wargames», которая представляет собой столкновение двух или более фигурок, отрядов или армий на игровом поле.

Сразу скажу, что несмотря на то, что далее в тексте буду использовать слово «игра», занятие буду иметь ввиду отнюдь не детское. В том числе, потому что задачи с помощью «солдатиков» решались не шуточные. Пример тому – история Нидерландов – молодой страны, сражавшейся за свою независимость против Испании (одного из самых сильных и богатых государств Европы 16ого века).

Судьба столкновения выглядела предрешенной – с одной стороны многотысячная профессиональная армия Испанской Короны (одного из самых богатых и сильных государств 16ого века), а с другой – ополчение маленькой страны. Армию только предстояло создать, и сделали это Мориц и Вильгельм Оранские, смоделировав ее при помощи «военной миниатюры». В общем, «Устав» и «Нидерладский боевой порядок» в начале появились на игровом столе, после чего скромная армия маленькой страны раз за разом громила испанские войска в реальных сражениях. Ну а после того, как свершилось чудо - Нидерланды были признаны независимым государством - военная игра стала обязательным предметом при обучении наследников Европейских престолов.

Такие фигурки были очень дорогими, поэтому заказать несколько сотен мини-бойцов могли позволить себе только очень состоятельные люди - «игра в солдатики» долгое время не выходила за пределы дворцов. Однако, «техническая революция» изменила ситуацию, фигурки стали отливать из олова. Так появился «оловянный солдатик» или «плоская Нюренбергская фигурка».

Широкомасштабную рекламу «доступным армиям» сделал король Пруссии Фридрих II Великий. Его страна была бедной и не могла предоставить наследнику престола престижную ювелирную коллекцию, какими обладали английские и французские принцы. Со временем Фридрих повторил действия братьев Оранских, разработав новый боевой Устав с учетом реалий нового времени, а также дополнительно ввел правила, по которым офицеры и генералы его штаба сначала проводили учения, используя фигурки оловянных бойцов, после чего они повторялись на учениях. Так появился официальный warengames, который в то время носил немецкое название «krigschpiel» (или «военная игра»). И именно это увлечение короля добавило со временем приставку «Великий» к его титулу. А европейская культура получила доступное и полезное занятие, как для детей, так и для взрослых.

Использование «варенгемов» было экономически очень выгодно, так как к 1860-70ым годам численность средней европейской армии переваливала за отметку в 200000 человек, и осуществлять реальные учения армий было очень накладно. А военные игры были отличным выходом, позволяющим наследникам, рожденным полководцами, изучать методы ведения войны: прорабатывать различные варианты вторжения, контрнаступления и взаимодействия фронтов, распределения ресурсов и так далее.

Как это выглядело на практике?

Штаб армии разбивали на две группы – одна думала за противника, другая – за свою страну. Существовали также третейские судьи – самые опытные боевые офицеры. Они объясняли игрокам вводную ситуацию, следили за принимаемыми решениями, описывали развитие воображаемой ситуации, отслеживали передвижения, прикидывали возможные нестыковки. За ними всегда оставалось последнее решение — кто победил в каждом конкретном случае.

Справедливости ради стоит сказать, что родиной настольных военных игр (в том виде, в котором они существуют сейчас) все-таки принято считать Англию, поскольку именно в этой стране была создана «теоретическая база» доступных массам настольных баталий. Особые заслуги в этом принадлежат Герберту Уэллсу, который впервые предложил применять в игре шестигранный кубик (введя в игру элемент неопределенности) и создал книгу «Война в миниатюре» (в которой были собраны описания множества игр с оловянными солдатиками, а также свод правил военных игр). Спустя 70 лет, игровая система, предложенная Уэллсом была положена в основу известнейших настольных игр нашего времени. Так англичане стали своего рода законодателями мод, а коллекционирование вошло в состав занятий, достойных настоящих мужей. К 30ым годам пристрастие к оловянным солдатикам охватило всю Европу. В Россию «массовые солдатики» пришли в XIX веке.

В число людей, увлеченных военной миниатюрой, вошли такие известные исторические личности как Наполеон I, Александр Суворов, Уинстон Черчилль, писатели - Ганс Христиан Андерсен, Н.В. Гете, А. Франс, Р.Л., Р.Л.Стивенсон, Артур Конан Дойль, а также российские императоры Петр III, Павел I, Николай II.

Людовиг XIV, заказал своему сыну порядка 300 фигурок из серебра, Наполеон подарил своему потомку 117 золотых воинов. Российский император Петр III имел оловянную армию. А по заказу Николая I профессор скульптурного класса Санкт – Петербургской Художественной Академии Вильгельм Газенберг создал целую галерею типажей русских военных в виде миниатюрных скульптур в масштабе 1 / 4.

В Европе музеи оловянных фигурок существуют во Франции в Компьене, в Австрии в замке Поттенбрунн у St. Pxiten, в Германии в Плассенбурге у Кульмбаха (огромная выставка, состоящая из 250 диорам), в Лейпциге (диорама "Битвы народов" 1813 г.). Одну из самых знаменитых коллекций можно увидеть недалеко от Оксфорда — во дворце Бленхайм, родовом "гнезде" герцогов Мальборо. Об этих солдатиках можно узнать из воспоминаний Уинстона Черчилля.

А в России крупнейшее собрание военной миниатюры храниться в Государственном Музее им. Суворова. Оно насчитывает порядка 10 тысяч оловянных бойцов и является одним из крупнейших в Восточной Европе. Это богатство создано усилиями трех коллекционеров советского периода – А.И. Любимовым, М.В. Люшковским и Раковым Л.Л.

Кстати, еще один интересный факт! При помощи коллекции собранной Люшковским, моделировались батальные сцены фильма «Война и мир», снятого Бондарчуком, которые прямо «со стола» переносились на съемочные площадки. По другому из было просто не снять…

Что еще можно сказать?

Две реальные мировые войны нанесли серьезный ущерб индустрии настольных войн, но уже в 50х годах, она оправилась, и на рынке появился новый участник и законодатель нынешних мод – Америка. Бум популярности темы "wargames" пришелся на 60-70ые гг. В этот период появились компании, занятые исключительно производством «настолок», львиная доля которых приходилась на военные игровые системы. Ну а в 90е американский бум докатился до Европы.

Если говорить о сегодня и сейчас, то ситуация обстоит так:

Существует два принципиально разных подхода к «солдатикам» - коллекционирование и игра, соответственно два типа солдатиков – «военно-историческая миниатюра» (фигурка, которую «ставят на полку», а иногда предварительно создают своими руками – собирают и окрашивают) и «игровая миниатюра».

Для игровых сражений нужны несколько вещей: миниатюры (солдатики, техника), правила, кубики, поле (или макет местности) и достойные партнеры, а в некоторых случаях даже модератор-игротехник (организующий процесс). При этом сценариев игр существует великое множество: исторические (повторяющие реальные сражения или моделирующие возможную альтернативу), фантастика, фэнтези, квесты по мотивам известных произведений, юмористические сюжеты и так далее.

Отдельные сценарии игр могут быть связанны между собой – это называется кампанией. В подобного рода играх обычно внушительный объем правил – иногда даже целые книги. В общем, это мир, предполагающий настоящее «погружение» в себя. Просто так не сыграешь – нужно очень этого хотеть. Да и игры эти совсем не детские – сложные, долгие и достаточно дорогие.





Уф-ф-ф… Я так много сказала. Итак, о чем был этот пост?

Об истории и своего рода «мутации» настольных баталий. Так в течение нескольких сотен лет изначально элитное и дорогостоящее занятие наследников престолов (своего рода форма обучения) превратилось в явление доступное и массовое. Штабные учения и моделирование боевых ситуаций трансформировались в досугово-развлекательный формат с применением игральных кубиков. Натуралистичность отошла на задний план и отдала первенство сложно утроенным воображаемым вселенным, а третейских судей заменил внушительный свод правил и модераторы – игротехники. Но при всем этом, «игра в солдатики» продолжает оставаться занятием весьма и весьма полезным, так как в процессе игры нужно решать массу задач: формировать взаимоотношения, учитывать ресурсы, сильные и слабые стороны участников, уметь видеть картину в целом и себя в ней, а также многое-многое другое. В общем, потенциал у современных "wargames" большой. И я удивлена тому, как мало он используется в целях обучения и развития. Полагаю, что со временем ситуация измениться и благодаря использованию «солдатиков» кто-то вновь приобретет приставку «великий» к своему имени, став настоящим Полководцем своей нации, страны, компании…


P.S.: Мужчины, с  грядущим праздником Вас! Будьте такими, чтобы Вами хотелось гордиться!

Комментариев нет:

Отправить комментарий