пятница, 16 июля 2010 г.

Го - игра "с глазами"

Забавно, но именно под этим названием я впервые узнала эту азиатскую по своему происхождению игру, но только со временем поняла весь смысл данного эпитета. Сейчас для меня Го – скорее игра жизненного пути. Но это частное мнение, метафора, вступительное слово, которое имеет смысл сказать. А вообще, Го (или Вейчи) - это логико-стратегическая игра, умственное упражнение, возраст которой достигает нескольких тысяч лет. Корни ее находятся в Китае, оттуда она пришла в Японию и Корею, а в XX веке игра начала свое распространение в Европе и Америке. К настоящему времени большинство стран, в том числе и Россия, имеют собственные федерации Го. В странах, где игра го популярна, существуют системы рейтингов, рангов и титулов го. Рейтинги оценивают текущую силу игрока, ранги (или спортивные звания) присваиваются за определённые игровые достижения, титулы даются победителям престижных турниров. Российская федерация Го (Бадук) является официальной го-организацией, ведающей развитием игры как спорта - http://gofederation.ru/, но есть и иные подходы – школы рассматривающие го не только как игру, но и как вид искусства. Так, Школа Го и Стратегии выделяет го как форму реализации древнего стратегического искусства – http://clubgo.ru/

Набор для игры в Го очень прост. Это доска – игровое поле (гобан), состоящее из 19-ти вертикальных и 19-ти горизонтальных линий (однако, поля меньшей размерности). Игровых камней 2-х цветов (чаще всего черного и белого цветов), по 180 каждого цвета. Наиболее распространенная форма камней - чечевичная, но они могут быть просто плоскими. Хранятся камни в специальных чашах, изготовленных из дерева и украшенных резьбой. В официальных соревнованиях используются часы (это нововведение XX-ого века), но вообще игра в Го долгая и у мастеров, играющих со вкусом, одна партия может иметь продолжительность в несколько дней. Для тех, кому интересны подробности, предложу посетить описание правил игры - http://go-hobby.ru/index.htm

Стоит отметить, что в этой игре очень важна ее эстетика, поэтому наборы для Го можно встретить весьма искусные и даже драгоценные. В игре важно все – даже звук, которые издают камни, когда игрок кладет их на игровую доску. Но это еще не все, в Го очень важно понятие «хорошей формы» - конфигурации близко стоящих камней, гарантирующей надёжное их соединение при максимальном охвате территории. При этом «плохими» являются слишком разрежённые формы, оставляющие противнику возможность вторжения, либо, наоборот, чрезмерно плотные, при построении которых нерационально расходуются ходы (и ресурсы). «Качество» формы не является постоянной величиной; в зависимости от положения одна и та же форма может быть в одних случаях хорошей, в других — плохой. Японские виртуозы говорят, что «великим мастером Го может стать только тот, кто видит гармонию».

Доска для Го – это модель Вселенной. Числовая символика и символика форм игры тесно связанна с гаданием и Книгой перемен (одним из древнейших трактатов Китая). А еще Го – это история про жизнь и смерть, так как в терминологии игры есть такие понятия как «дыхание», «живые» и «мертвые» группы. Большая часть тактических приемов в Го ориентирована на построение «живых групп» и превращение групп противника в «мёртвые». Иными словами, противоположные стороны борются за жизнь и охват наибольшей территории.

В Го играют двое – один белыми камнями, другой черными. Все начинается с чистого поля, которое в дальнейшем покрывается изысканным рисунком из камней двух цветов. Считается, что если оба партнера с отличным мастерством сделают все, что возможно, до конца партии, то доска должна будет быть покрыта черными и белыми камнями в совершенной гармонии. Такая партия будет тождественна превосходному произведению искусства независимо от результата: победы или поражения. Отмечу, что в древности игра начиналась со специальных символические расстановок фишек – изначальных форм, но со временем эта традиция ушла.

Сама игра предваряется определенным ритуалом – знакомством и выяснением силы друг друга. Согласно этикету, сильнейший игрок дает фору своему противнику (ход и ли сразу несколько ходов). Но это не просто дань традиции, в подобном жесте выражается внутренняя сила (вера в себя), при внешних поклонах и уступках. Если мастерство соперников определить трудно, то используется определенный ритуал розыгрыша цвета камней.

Искусство Го также связанно с искусством девиза – краткого образного выражения замысла, стратегии, намерения, настроения или темы для медитации. Каждый из соперников перед началом игры произносит свой девиз, часто в поэтической форме. Например, "Сила" играет против "Разума" или "Бесконечное время" против "Жизни и смерти". Девиз может быть общим (а партия иметь единое название), если партнеры по игре совместно изучают нюансы какого-либо понятия, хотят подчеркнуть оттенки текущего настроения или настроится на будущее взаимодействие.

Го игра элиты общества и с древнейших времен выполняла коммуникационные функции. Играя, люди знакомились, обретали новые контакты и связи. Интересно, что в Японии у игры есть еще одно название – Сюдан - «общение при помощи рук», «беседа руками». Хотя партнеры ничего не говорят во время игры, расставляемые на доске камни, выражают их сущность, то, что они думают и даже скрытые аспекты.

Первыми ходят черные, потом – белые и далее по очереди. Правила игры предельно просты, что делает игру многовариантной и очень сложной. Если сформулировать цель чисто технически – то нужно разделить доску между черными и белыми, поделить поле между собой, огораживая его участки своими камнями. Игра заканчивается, когда на доске более не осталось свободных участков, которые можно еще сделать своими. Победившим считается тот, у кого оказалось больше огороженной территории в сумме с пленными и снятыми камнями противника.

В структуре партии игры выделяют три этапа:

• Начальная стадия – фусэки, в течение которой игроки выставляют на доску самые первые камни, намечающие сферы влияния. Вообще, понятие «влияния» очень важно в игре, так как является условием для дальнейшей борьбы в определённом месте доски. Размещая камни, игрок обеспечивает своё влияние в этом месте. Противник, может ограничивать или оспаривать влияние, но он может ответить и в другом месте, получив влияние в ранее незанятой части доски. Обеспечив влияние, игрок должен впоследствии реализовать его, превратив в занятую территорию. Согласно общим принципам, игрок должен сначала закрепиться в углах, затем распространять своё влияние на стороны игрового поля, и только потом выходить в центр. Но возможно иное неожиданное и нестандартное начало партии, поэтому начальная стадия – это самая непредсказуемая часть игры. На этом этапе также важно понятие момента - точки когда от установления влияния следует переходить к окончательному оформлению территории.

• Тюбан - середина игры. Эта стадия начинается тогда, когда разделение доски в целом уже произведено, и стороны переходят к непосредственному столкновению. В тюбане игроки защищают свои зоны влияния и превращают их в территорию, одновременно пытаясь разрушить построения противника и отнять территорию у него. Идёт активная борьба за построение жизнеспособных форм, превращение форм противника в «мёртвые» и охват наибольшей территории. На этой стадии многие лучшие ходы уже можно достаточно точно просчитать.

• Задача заключительной стадии партии – ёсе - закончить оформление территории. Здесь игрок должен опираться на четкий расчет и определить порядок ходов, при котором он сможет получить максимум очков. Для этого требуется рассчитать ценность каждого возможного хода в очках и делать самые выгодные. Существует мнение, что наибольшая разница в силе игры сильных и слабых игроков (в особенности — профессионалов и любителей) проявляется как раз в том, насколько сильно они играют в ёсэ. При небольшой разнице очков после тюбана проигрывающий, если он значительно сильнее соперника в ёсэ, имеет реальные шансы отыграть эту разницу и выиграть уже, казалось бы, проигранную партию.

С одной стороны игра соревновательная, но ее истинная сущность в самосовершенствовании. В Го начинающий игрок имеет учителя. При этом очень важна среда игры, окружающая атмосфера и если ее нет в готовом виде, то важно поработать над ее созданием. Искусство мастера состоит не только в обучении технике, а в том, чтобы помочь понять, для чего ученику предмет, который тот изучает. Как это ни странно звучит, но цель Го – «оторвать глаза от доски», то есть перенести то, что происходит в игре в реальную жизнь – научится видеть и мыслить. Считается, что настоящий мастер Го – это тот, кто вышел за рамки игры и результата игры.

Существует мнение, что игра в Го способствует развитию определенного типа миропонимания и стратегического мышления. Во всяком случае, так полагают некоторые успешные японские бизнесмены, в число которых входит Ясуюки Миура (директор по маркетингу компании "Japan Airlines" и исполнительный директор сети отелей "Nikko") - мастер игры Го. Стоит отметить, что в Азии, Го издавна имеет статус интеллектуальной игры элиты. В некоторых бизнес-школах востока до сих пор практикуют Го, поскольку игра учит всесторонней, детальней и объективной оценке деловой ситуации, обучает комплексному подходу, учёту всех факторов при решении любой, даже маленькой, задачи. Сегодняшние азиатские руководители используют её как парадигму для принятия решений в своей работе, генералы строят свои военные планы на основе стратегии этой игры, политики придерживаются принципов го во взаимоотношениях с другими странами. В наследство с прошлых времен в некоторых учреждениях сохранилась традиция учитывать при отборе на должность умение играть в Го. Почему так? Дело в том, что японское деловое мышление построено на долгосрочном подходе к разделению рынка. Цель игры не уничтожить противника, а захватить как можно большую территорию (то есть поделить в свою пользу), аналог такой бизнес-темы как обеспечение большей доли на рынке (вместо попыток полностью устранить конкурента или конкуренцию). Пожалуй, для тех, кому интересна эта взаимосвязь, я предложу почитать авторскую статью с сайта Игоря Гришина «Путь мастера Го» - «Го и восточная бизнес-стратегия» - http://way-of-go.com/Articles/Go-bisnes.htm

Играя в Го нельзя думать «по-западному», а также отделять игру от ее философии и эстетики. Идея Го состоит в объединении в себе игры, философии и интеллектуального развития. Го имеет статус искусства наравне с боевыми искусствами, каллиграфией, поэзией, искусством чая, оригами. А в искусстве победы в идеальном смысле не существует. Кроме этого, культ внешнего проявления силы, принятый Западом, противоречит восточной мудрости – «слабое и гибкое выживает, твердое и сильное разрушается». Для некоторых игроков Го – это модель жизни. Стратегические концепции игры используются ими как образец для принятия решения в повседневной жизни.

Игра также содержит ряд посылов, полезных для бизнес-практики:

• Го – это не война, нет цели уничтожить противника. Игра ставит перед партнерами созидательные задачи, такие как построение и защита своей территории (противодействию вторжению). В Го важно научится быть успешным в конкурентной среде. При этом делать это нужно красиво и мастерски. Красота игры имеет значение, но самое главное – это саморазвитие. Японцы полагают, что Го гораздо интереснее шахмат, ведь в шахматах проигравший теряет все, а в Го можно проиграть всего на 0.5 очка, но иметь не меньше, чем есть у твоего соперника. Есть даже интересное авторское сравнение этих двух игр: «Почему Го, а не шахматы?» - http://way-of-go.com/Articles/Go%20and%20Chess.htm и интересная заметка на тему: «В чем же отличие Го от других настольных интеллектуальных игр?» - http://way-of-go.com/Articles/otlgo.htm

• Краткосрочная прибыль, полученная благодаря захвату нескольких камней противника, может оказаться тактически важной, но способна привести к стратегическому проигрышу партии. Поэтому важно соотносить глобальный подход с локальным результатом.

• Необходимо искать мастерские ходы в любой ситуации, и смотреть не на проблемы (выставленные камни), а на пути их решения, которые проблемы намечают (то есть пустоту оформленную камнями). Иными словами, сами проблемы формируют пути решения, но искать их надо рядом – в «зоне решения» - там, где есть место для сильного хода. Отдав камень, борись дальше. Отдав малое – возьми большое (сделай жертву своим преимуществом, потеря может быть частью стратегии победы). Но воздержись, не разбрасывайся. При всем при этом, упорствуя, помни меру и знай, что продолжать заведомо проигранную партию не корректно, так как это есть неуважение к противнику.

• Истинный игрок с одной стороны просчитывает варианты, а с другой – прислушивается к своей интуиции. В Го большое значение имеет «чувство позиции» — способность видеть расположение камней на доске в целом, и «чувство направления» — интуитивное понимание того, в каком направлении следует играть и как тот или иной ход повлияет на соотношение сил в следующих этапах партии. Выражаясь более прагматично, в Го важно определить приоритетные пути развития, структурировать задачи и выбрать наиболее сильный ход (то есть, используя минимальные ресурсы и время, получать наибольшую прибыль). Игра помогает понимать, как создавать стратегический план на быстро меняющемся рынке и анализировать текущую ситуацию, видеть, как каждый ход меняет расклад сил, прогнозировать результат, уверенно внести наступление и точно защищаться в благоприятных условиях, а также не тратить ходы на защиту тех своих групп, которые заведомо обречены. В Го можно научиться сочетать творческо-интуитивный подход с точным расчетом (в том числе ценности каждого конкретного хода) и умением планировать.

• Каждый ход должен нести двойную задачу – доказывать свою правоту (нести в себе смысл – поддержку, обеспечение связи, атака) и обесценивать ходы противника

• А еще в игре очень важен баланс, ведь чтобы надёжно занять территорию, нужно размещать камни близко один от другого; но чтобы захватить большую часть доски, нужно играть «шире». Чтобы не отстать от противника, надо играть агрессивно, но чрезмерно агрессивная игра оставляет слабости в собственной позиции, которые другой игрок может использовать. Слишком «низко» (близко к краю доски) расположенные камни дают слишком мало территории, а слишком «высоко» — оставляют противнику шанс на вторжение.

• Играя в Го следует отказаться от эгоцентричности, так как это может привести к поражению. Всегда стоит помнить о том, что партнер по игре тоже хочет победить, и каждую минуту выдумывает наилучший ход, также как и ты. Иными словами, думая о своих интересах, стоит также учитывать интерес конкурентов. И вообще, прежде чем атаковать оглянись на самого себя, и если ты видишь, что противник укрепился, укрепись и сам. Кстати¸ помните, что доска является «зеркалом». Большинство из нас не знает себя полностью, но в игре могут отразиться многие аспекты нашего характера и привычного поведения. В Го важно наблюдать как себя, так и партнера по игре. Это очень созерцательная игра.

Есть много интересных легенд о чудодейственном влиянии Го на человека. Это и черезвычайно эффективное общее интеллектуальное развитие, и гармоничное воспитание человека с сильным характером. Го развивает военно-стратегическое мышление, наглядно-образное, счетное, логическое, абстрактное, интуитивное мышление. По этим свойствам Го, пожалуй, превосходит все известные игры.

При этом стоит помнить о том, что играя в Го нельзя автоматически стать успешным в бизнесе, но можно научиться применять то, что ты получаешь в игре в том, чем ты занимаешься в реальности. Это есть высший уровень мастерства – увидеть взаимосвязь между игровой ситуацией и реальностью. Кстати, простая зубрежка «удачных вариантов ходов» ничего не даст, ибо вся суть состоит в идее, лежащей в основе хода. Играть чисто технично в Го не имеет смысла, равно также, как и жить.

Мне часто задают вопрос: «Играют ли успешные люди в описанные вами игры?». Опережая его, отмечу известный факт: в студенческое время игрой в Го увлекался Билл Гейтс, который был чемпионом в своей школе и хотел стать Мастером Го. Кроме этого, хороший уровень игры имел Великий Кормчий Мао Дзе Дун, тайваньский миллиардер Инг. К слову сказать, Русская школа Го и Стратегии сотрудничает с Министерством спорта, туризма и молодёжной политики РФ, Московской Школой управления «СКОЛКОВО», Всероссийской ассоциацией выпускников Президентской Программы подготовки управленческих кадров. Кроме этого позвольте представить вашему вниманию портал по игре в Го - http://weiqi.ru/

Завершая тему, не удержусь и позволю себе процитировать красивую притчу с портала http://go-hobby.ru/, который возможно вам будет интересно посетить, чтобы узнать больше:

«Бессмертный, созерцая течение реки возле своей хижины, веками жил на одном месте и каждый день выкладывал из своего мешочка белые камни на плоский срез пня, создавая неповторимые узоры. У каждого свой способ проникновения в суть вещей…

Мудрец полагал, что наблюдая прекрасное, он сможет постичь суть вещей; копируя мимолетный рисунок гармонии он может понять ее и усвоить. Он прилежно брал у природы ее немые уроки…

В то время жил другой Учитель, в чьи обязанности входило указывать людям на их несовершенство и недостатки. Он ходил по миру с мешочком черных камней и выкладывал перед каждым достойным несколько черных камушков, означавших недостатки человека, преграждавшие ему путь к освобождению...

И вот однажды, ранним утром, Бессмертный расположился у доски, намереваясь заняться своим обычным делом, как перед ним появился необычный человек. Он достал из своего мешочка единственный черный камень, символизировавший недостаток Бессмертного и выложил его на доске. Бессмертный углубился в размышления пока не понял, на какой недостаток ему указал незнакомец. Поняв, он мог ответить лишь одним - выложив в ответ единственный белый камень. Так началась игра: черный камень указывал на нарушение гармонии, а белый камень ее восстанавливал

Доведя игру до конца, оба мудреца освободились и растворились»


4 комментария:

  1. То, что корни Го лежат в Китае, это не совсем так. В этом году мы предприняли 100-дневную экспедицию "В поисках истоков Го". Нами были обследованы обширные районы западной и центральной Монголии.
    Тем не менее, хочу сказать, что одна из лучших статей последнего времени, посвящённых Великой Игре. Поздравляю автора и хочу пригласить его в Русскую школу Го и Стратегии взглянуть на некоторые артефакты из моей личной коллекции. Иногда стоит подержать в руке камень Го, которому может быть до 650 лет. Или провести рукой по разлиновке доски эпохи Эдо. И конечно можете пользоваться нашими материалами, выложенными в сеть. У Вас это неплохо получается )

    ОтветитьУдалить
  2. Можно взять фрагменты этой статьи для дипломной работы? Сохранение Вашего авторства и прямая ссылка на материалы гарантированы. С уважением, Novice

    ОтветитьУдалить