среда, 2 июня 2010 г.

Событие как ресурс (на примере Дня предпринимателя). Как извлечь пользу?

Отлично провела выходные - в воскресенье размялась в качестве ведущей пилотного «событийного» тренинга. И чтобы сохранить выводы и итоги мозгового штурма, решила их по-быстрому положить на бумагу. Тем более, что они отлично вписываются в логику предыдущих заметок, так как ключевым примером, использованным в групповой работе был прошедший на днях «День предпринимателя».

Вообще, тренинг был про то, как извлекать максимальную пользу из событий, участником которых вы являетесь. Соответственно, важно было определиться с незамусоленым «событием», на котором мы будем тренироваться, что произошло достаточно быстро. После чего прозвучал коварно-простой вопрос: «Что же такое День предпринимателя?»

В первую очередь мы вспомнили о том, что это – СОБЫТИЕ (то есть ограниченное ВРЕМЯ, МЕСТО (Россия), УЧАСТНИКИ (событчики) и совместное ДЕЙСТВИЕ и, возможно, ОБЩЕНИЕ (коммуникация)), далее было названо определение – профессиональный ПРАЗДНИК (действия, поведение, которые отличаются от повседневной жизни, связанны с определенной темой и группой лиц, эмоциями, ожиданием повышенного внимания и подарков), через некоторое время появились такие около праздничные ассоциации как ПОВОД (причина) и ВОЗМОЖНОСТЬ (разрешение) и, наконец (!), был озвучен истинно предпринимательский термин – РЕСУРС (!) Да, «День предпринимателя» (как собственно говоря, и любое другое событие) – это в первую очередь нематериальный ресурс, причем такой, который можно использовать только в конкретные сроки (в данном случае в течение всего дня – 26 мая). Ни отложить, ни сохранить его не возможно, а для того, чтобы получить как можно больше возможной пользы – важно заранее подготовиться. А еще его использование должно быть связанно с тематикой данного дня.

Соответственно, встают следующие вопросы: «Что же можно успеть сделать в этот день? Как можно использовать данный ресурс?»

В результате групповой работы были выделены возможные вариации:

• Осознание своего статуса: «Я – предприниматель» (философствование, погружение в тему) и принадлежности к кругу себе подобных, популяризация предпринимательства, формирование образа российского предпринимателя
• Формирование и поддержание делового имиджа
• Построение, поддержание, структурирование деловых связей
• Возможность высказаться, самовыразиться «на тему»
• Возможность, наконец, сделать что-то такое, что давно откладывалось или что-то необычное, не стандартное. Изменение существующего порядка вещей
• Возможность отдохнуть, отвлечься от деловых будней и забот

Далее следовала еще одна головоломка: «А что же такое польза от события? И в частности, польза от Дня предпринимателя?».

Быть полезным, значит, быть способствующим реализации конкретных планов, приближающим к достижению значимых целей. Иными словами, извлечь пользу из события может тот, кто понимает, что хочет получить в итоге (сегодня и сейчас или в будущем). В общем, для того, чтобы выбрать оптимальную вариацию использования ресурса необходимо сформулировать ЦЕЛЬ (желаемое целевое состояние в будущем, результат).

Польза – степень достижения ожидаемого результата

В качестве примера, можно привести следующие пары (действие – результат):

Осознание своего статуса: «Я – предприниматель» (философствование, погружение в тему) и принадлежности к кругу себе подобных; популяризация предпринимательства, формирование образа российского предпринимателя

Возможное целевое состояние: осознание себя и ключевых отличий от других людей, определение своего места в системе взаимоотношений с другими, установление правил, принципов, кодекса поведения, традиций и т.д.

Вообще, это один из самых сложных пунктов, предполагающий индивидуальную работу над собой, то, что называют личностным развитием. Если же говорить о том, что происходит на общем уровне, то можно его проиллюстрировать светскими встречами деловых людей, благотворительными акциями, демонстрацией фильмов о предпринимателях и на тему предпринимательства, проведение тематических передач, бизнес – лекций и мероприятий иных форматов, выпуск книг на бизнес-тематику и автобиографий ключевых людей прошлого и настоящего.

• Формирование и поддержание делового имиджа

Возможное целевое состояние: достижение того, чтобы другие люди знали вас и воспринимали так, как вы хотите, говорили о вас то, что вам нужно - что в совокупности, позволяло увеличивать доход от деятельности

Не случайно в числе событий отмеченных прессой были торжественные вечера и собрания, благотворительные акции, посещения предпринимателями учебных заведений и приглашение молодежи на «день открытых дверей» в успешные компании, публиковались интервью с лидерами бизнеса и истории успеха. Кроме этого проводились открытые и закрыты бизнес-лекции, организовывались тематические дискуссии. В общем, в этот день уместно рекламировать себя и свой бизнес.

• Построение, поддержание, структурирование деловых связей

Возможное целевое состояние: сформированный эффективный круг общения, который с одной стороны, является ресурсом для решения бизнес-задач, а с другой стороны, достаточно разнообразен и широк, для того, чтобы обеспечить устойчивость и свободу маневра

Например, публично демонстрировалось взаимодействие власти и предпринимателей, проводились собрания, семинары, форумы и круглые столы, посвященные проблемам бизнеса, практиковались награждения предпринимателей органами местного самоуправления символическими грамотами и знаками. На частном уровне практиковались деловые ужины и прочие знаки внимания партнерам по предпринимательской среде, и все те же торжественные вечера и собрания. К этому дню уместно приурочить знаковые сделки и подписание партнерских соглашений.

Возможность (разрешение) высказаться, самовыразиться «на тему»

Возможное целевое состояние: получение реакции («обратной связи») на сообщение чего-либо важного

Здесь в качестве примера можно привести проведение акций и митингов на предпринимательскую тему общественными организациями, а также публикацию и трансляцию ряда «обращений» от лица индивидуальных предпринимателей или как возможный вариант – подготовка докладов.

Возможность (разрешение), наконец, сделать что-то такое, что давно откладывалось или что-то необычное, не стандартное. Изменение существующего порядка вещей.

Возможное целевое состояние: воплощение значимых планов, изменение представления о себе и/или привычной модели поведения - разрушение сложившегося стереотипа и формирование чего-либо нового

Можно, например, совершить прыжок с парашютом, осуществить вызов себе или провести выставку своих акварелей, созданных на досуге, представив новую грань себя. А можно осуществить какую-либо революционную акцию. Также уместно выразить благодарность, воздать по заслугам или принести извинения.

Повод (причина, разрешение) отдохнуть, отвлечься от деловых будней и забот

Возможное целевое состояние: восполнение сил, самореализация в какой-либо иной области, сфере

На государственном уровне готовились всяческие конкурсы, выставки-ярмарки, спортивно-культурные мероприятия, концерты. На уровне частных инициатив – праздники, иные форматы светских встреч представителей деловой среды или время, проведенное в кругу семьи и друзей предпринимателя.

В общем, каждый предприниматель сам решает, во что инвестировать свое время в День предпринимателя, сообразно тому, какой результат он ожидает получить. Вариации использования ресурса следующие:

• Вложится в себя (имидж, личностное развитие, восстановление сил)
• Или в деловые связи и партнерские взаимоотношения на самых разных уровнях
• Уделить время ближнему кругу
• Или заняться изменением существующего порядка вещей

Ключевой вопрос, который следует себе задать, прежде чем сделать выбор: «Каковы ваши цели? И какой результат вы ожидаете получить в итоге?»

Безусловно, приведенный выше пример – это не более чем один из возможных вариантов. И нужен в основном для того, чтобы продемонстрировать следующий факт: как только определено необходимое целевое состояние (ожидаемый результат), можно подобрать оптимальный способ его достижения (последовательность действий), соответственно, использовать событие с максимальной пользой лично для себя и/или своего бизнеса. Ведь как говориться, если ты знаешь куда идешь, значит, ты уже прошел половину пути.

цель (ожидаемый результат) ↔ последовательность целенаправленных действий

Однако, стоит помнить, что достигнуть большинства целей за один день (или одно событие) чаще всего не возможно (если, конечно, это не локальные, малые цели). Поэтому те действия, которые предпринимаются в контексте конкретного события, должны вписываться в общий контекст - согласовываться с тем, что делалось в прошлом и запланировано в будущем. Иными словами, мало организовать свою деятельность в течение конкретного события, важно вписать ее в общую цепь - последовательность действий, связанных с достижением итогового состояния (план по достижению цели).

цель ↔ событие № 3 (действия) ↔ событие № 2 (действия) ↔ событие №1(действия)

Грамотный поэтапный план ведет человека к цели. При этом для того, чтобы продвигаться в заданном направлении, а не топтаться на месте, каждый этап должен иметь свой локальный результат (количественно и качественно измеримый). Однако, здесь уместно напомнить народную мудрость про то, что мы предполагаем, а жизнь располагает. План может отличаться от факта, поэтому важно не только запланировать результат, но и предусмотреть систему оценки степени его достижения (по факту) и систему мониторинга за текущим состоянием (в процессе), которая позволяет регистрировать отклонения. В общем, если цель позволяет формировать целенаправленные действия, то система контроля позволяет оценить степень приближения к целевому состоянию в результате осуществленных действий.

Если сложить все описанные выше элементы воедино (ресурс, цель (результат), систему оценки достижения результата и систему мониторинга), то мы получим проектный подход. В свою очередь, если представить все сказанное ранее в виде перечня получится следующая последовательность:

1. Осознание целей (стратегических и локальных, личных и связанных с бизнесом), соотнесение их с имеющимся ресурсом, описание данных целей в количественных и качественных параметрах
2. Выбор целенаправленных действий (создание индивидуального сценария события),
3. Анализ контекста (событийного графика, включающего в себя прошлые и будущие события)
4. Создание системы мониторинга и оценки степени достижения запланированного результата.
5. Реализация плана на практике
6. Контроль степени достижения результата (сравнения плана и факта) и работа над ошибками.

Полагаю, пора подводить итог затянувшимся рассуждениям. В общем, чтобы суметь воспользоваться таким ресурсом как событие и суметь извлечь из него пользу нужно:

• Допустить мысль о том, что это возможно
• Заложить, запланировать пользу (результат), а не только уповать на авось и счастливый случай. Ибо если вы не знаете, зачем принимаете участие в событии (каковы ожидания), то вероятность извлечения пользы снижается
• Суметь извлечь не только запланированную пользу (получить ожидаемый результат), но и воспользоваться внеплановыми, подвернувшимися возможностями (но это уже высший пилотаж

Комментариев нет:

Отправить комментарий