среда, 7 апреля 2010 г.

Карьеру сделает тот, кто имеет для этого достаточные основания

В своих размышлениях о карьере и управлении жизнью, я то и дело возвращаюсь к идее самоисследования и самопознания, и это не случайно, поскольку именно оно является надежным фундаментом для построения всех конструкций. Любой разговор о карьере начинается с «Я», точнее с «Я хочу» – то есть с заявлении о себе и о наличии побуждающего мотива. Ведь как говорится, карьеру сделает тот, кто имеет для этого достаточные основания.

Итак, побуждающие мотивы и самопознание...

Неожиданно вспомнился архивный Платон с его размышлениями о душе. Быть может, потому что данный древний гуру был не только известным философом своего времени, но и олимпийским чемпионом. Дважды в своей жизни он выигрывал соревнования по панкратиону – смеси борьбы и бокса. За что урожденный Аристокл и получил свое прозвище Платон — означающее «широкий, широкоплечий». Философ-победитель, однако... Думаю, именно его размышления о человеческой сущности были бы уместны в карьерной теме. Судите сами.

Платон видел в душе человека три начала: вожделеющее (побуждающее, жаждущее, неразумное), разумное (обращенное на познание, с помощью которого человек способен рассуждать) и яростное (склонное к соперничеству, жаждущее победы, преодолевающее трудности). А также полагал, что этим трем началам соответствуют три вида удовольствий. Вожделеющему началу он сопоставлял сребролюбие, потому как для удовлетворения вожделений (или желаний) очень нужны деньги, яростному – честолюбие, а разумному (философскому) - желание познать истину. Согласно рассуждениям Платона, у одних людей в душе правит одно начало, а у других какое-то иное, потому есть три типа людей: одни – философы (стремящиеся к познанию), другие – честолюбцы (жаждущие победы), а третьи – сребролюбцы (любящие плотские наслаждения). И каждый из них строит свою жизнь согласно правящему началу и полагает свою жизнь наиболее правильной. Отсюда – разные способы жить и жизненные пути, а соответственно и карьеры.

Со времен Платона прошли многие тысячи лет, и было изобретено множество иных типологий, но все-таки философы (или "познающие мир") не слишком-то продвинулись к пониманию человеческой сущности и мотивов. А душу для простоты – отменили вообще… Так что вроде как нет теперь души у карьериста. И говорить более не о чем.

А про свои побуждающие мотивы, Господа, лучше вас самих никто не знает. Так что думайте сами, почему и для чего вы хотите делать карьеру. От вашего ответа многое зависит. Итак, есть ли у вас достаточные основания?


"Жизнь нужно прожить так, чтобы на небе все обалдели и попросили повторить"
Неизвестный автор

2 комментария:

  1. Дмитрий Филатов8 ноября 2010 г. в 15:40

    Интересен пример того, как можно было бы сделать карьеру на основании "разумного" начала?

    ОтветитьУдалить
  2. Если придерживаться учения Платона, то люди, в которых преобладает «разумное» начало относятся к сословию философов, управляющих государством. Точнее так:

    Если в человеке главенствует разумное начало, то этот человек является философом и он управляет государством; если яростное – то он страж, он защищает государство; если вожделеющее – то человек будет ремесленником, земледельцем или дельцом («питателем», доставляющим материальные средства, необходимые для существования). Такова социальная структура полиса.

    Поскольку привязанность к материальному миру лишает возможности созерцать идеи и воплощать их в социальном бытии, то управляющие сословия идеального государства – философы и стражи не должны иметь ни семьи, ни собственности. Стоит отметить, что правящий класс Платона не есть привилегированное, а служилое сословие, свободное от имущественных и иных материальных интересов. То есть философы, с преобладающим «разумным» началом – это своего рода идеальные госслужащие.

    Конечно, учение Платона – то утопия, но это хороший пример того, что карьера, построенная на «разумном» начале не предполагает наличия материальных благ и предполагает наличие в окружении «питателей». Так что делайте выводы сами…

    ОтветитьУдалить