пятница, 12 ноября 2010 г.

Го: связь с бизнесом, деловым успехом и карьерой

Для того, чтобы разговор на такую не простую, но интересную тему получился живым и убедительным, необходимо было собрать всё необходимое.

В качестве места был  выбран офис компании SPLAT, удерживающей 11.5% российского рынка oral care. На стенах рабочих зон офиса я увидела плакаты с ценностями компании, среди которых мне запомнились следующие: «Быть инновационным и креативным», «Развиваться, совершенствоваться и открываться новому», «Быть упорным и нацеленным на результат», «Быть лучшим во всём». А зона отдыха была оборудована столами, на которых размещены комплекты игры Го, благодаря чему у сотрудников есть возможность проводить свободное от работы время, предаваясь полезным интеллектуальным занятиям. Судя по организации офиса можно сказать, что SPLAT является компанией, управляемой современным менеджментом. И это действительно хорошее место для разговора о взаимосвязях между бизнесом, деловым успехом, карьерой и самой сложной игрой в истории нашей цивилизации.

Кто такие мы? Я – Мария Шувалова, руководитель проекта JOHNNY JOKER и Игорь Гришин, руководитель Русской Школы Го и Стратегии, порекомендовавший мне продукты SPLAT и рассказавший много интересного про эту компанию.

Усаживая меня за первый столик в зоне отдыха, Игорь обратил моё внимание на то, что игровые доски выполнены из ценной породы дерева, а камни из базальта и раковины хамагури, что, по его словам, позволяет отнести игровые комплекты к бизнес-классу. Особенно было приято увидеть, что доски были «живыми» - покрытыми чёрно-белым рисунком из расставленных камней, что лучше всяких слов свидетельствовало о том, что люди действительно проводят за ними своё время.



Наслаждаясь красотой игровых комплектов, мы поговорили об эстетике и элитарности игры, и Игорь поделился со мной гипотезой о происхождении Го и о том, каким образом много веков назад она могла появиться в аристократической среде, став её неотъемлемой частью.

Из глубины веков мы вернулись в нашу реальность, и Мастер отметил, что считает компанию SPLAT элитарной компанией, потому что её менеджмент создаёт особенную, развивающую внутреннюю среду для своих сотрудников. Это не типично и красиво, равно как история успеха компании на российском рынке.

Согласитесь, что территория успешной компании – это отличное место для того, чтобы поговорить о взаимосвязи между деловым успехом и Го. Вопрос о том может ли Го помочь достигнуть успеха в бизнесе и удержаться в нём, возник как-то сам собой. Однако, прежде чем ответить на него, Мастер предложил разобраться в том, что же скрывается за столь используемым понятием «делового успеха». Ведь на самом деле многие люди не имеют представления о том, что же означает это привычное русское слово. Кстати говоря, я и сама подрастерялась, пробуя ответить на вопрос о том, что есть деловой успех лично для меня. Хотя помню, что в одном из своих постов пробовала разобраться с этим понятием – Хотите деловой успех?»  )


Увидев мои нешуточные затруднения, Игорь описал успех через следующий образ:

«Успех – это победа в гонке. А бизнес – он про конкуренцию. Конкур по-французски - это совместный забег. И когда ты в совместном забеге первым преодолеваешь помеченную маркером линию, финишную линию или ленточку, ты побеждаешь в забеге. Это и есть успех.

Но это я красиво описал. Есть ещё некрасивая сторона. Она состоит в том, что как только ты выиграл в одном забеге, тебе дают время покурить, и у тебя начинается второй забег и так до вечера. А завтра с утра снова… То есть он может быть длинный, но разделён на этапы. Вот что такое успех…

Успех как обед, может накормить тебя один раз, но тебе всё равно придётся ужинать, а завтра - снова завтракать. Нельзя пообедать так, чтобы больше не ужинать и не завтракать несколько дней или год. Поэтому в успехе невозможно удержаться…»

Подводя итог своим рассуждениям, Мастер определил деловой успех как победу в деловом состязании, а также отметил, что, когда говорят об успехе, всегда требуют его доказательств и потому возникает потребность в сравнении и рейтинге. Иными словами, постоянными спутниками делового успеха являются конкуренция и рейтинг, но сам успех постоянным быть не может. Он слагается из отдельных побед на микроэтапах жизненного пути.

В этом месте мне вспомнилось известное высказывание Била Гейтса: «Успех – паршивый учитель. Он заставляет умных людей думать, что они не могут проиграть». Причем, стоит отметить, что в студенческие годы основатель Microsoft увлекался игрой Го и даже являлся чемпионом по Го в своей школе.


После того как понятие «деловой успех» было обозначено, Игорь попытался прояснить связь между игрой и успехом. Победу в конкретной партии он определил как успех, не гарантирующий защиты от последующих поражений.

В своё время, Уинстон Черчилль сказал: «Успех – не окончателен, поражение - не фатально, мужество продолжать – вот, что имеет значение». И эта мысль кажется мне здесь очень уместной.

Уделив время размышлениям о Го и деловом успехе, мы перешли к рассмотрению взаимосвязи Го и бизнеса. Ведь вопрос о том, в чём Го может помочь бизнесу, вызывает интерес у многих.

Не скрою, что ответ оказался для меня весьма неожиданным. Мысль Игоря Гришина о том, что связь бизнеса и Го осуществляется через человека - проста, и казалось бы очевидна… но, несмотря на это, вызвала во мне небольшое замешательство. Более того, он считает, что связь между бизнесом и Го на первых порах способен осуществить только мастер, и в дальнейшем только он может обучить способности владеть ею самостоятельно.

Для чего нужна связь между бизнесом и Го? Для того, чтобы бизнес получил дополнительные «источники питания», дополнительный потенциал, ресурс и энергию.


Продолжая, Мастер Гришин отметил, что Го может стать дополнительным, нематериальным активом бизнеса. Стоит помнить, что Го – это не просто настольная игра, а занятие, строящее интеллект. Го может очень многое дать и человеку и бизнесу, но технология интеграции Го и бизнеса является ювелирной, точной и на настоящий момент редкой. Именно такой технологией располагает Русская Школа Го и Стратегии, руководителем которой является он сам. Сейчас Игорь преподаёт искусство Го в Московской школе управления СКОЛКОВО, принимая участие в формировании мышления молодой российской бизнес-элиты.

Конечно, задавая вопросы о бизнесе и деловом успехе, я не смогла обойти вниманием такую тему как «карьера», тем более что в течение многих лет работала в hr-службах различных компаний и до сих пор сохранила живой интерес к «карьерной» теме. Пользуясь случаем, я попросила Мастера поделиться со мной идеями о Го и карьере.

При обсуждении выяснилось, что этимология слова «карьера» очень интересна. Например, на итальянском оно звучит как «carriera» – бег, жизненный путь и восходит к латинскому слову «carrus» – телега, повозка. Направив меня в эту сторону, Игорь обозначил карьеру следующим образом: «Карьера – это бремя, ноша, повозка, и человек должен эту повозку толкать. Не будет повозка толкать человека! Почувствуйте, о карьере даже тяжело говорить. Подсознательно слово «карьера» способно напрячь. Карьера – это как раз те самые микрофиксации того конкура, о котором мы с вами говорили, рассуждая о деловом успехе… Карьера – это когда нужно постоянно фиксировать свой статус. Но карьера также и про то, что ты можешь быть уволен. Такая возможность заложена в любой карьере… А вот, когда тебя с твоей позиции уже не могут уволить, вот тогда ты уже вышел из конкура, конкуренции и забега…»

Перейдя к обсуждению взаимосвязи между карьерой и Го, Игорь поделился со мной следующими наблюдениями: «В Го есть позиции, которые выражают игровую ситуацию. А есть такие позиции, которые фиксируют окончание игры. При этом окончание игры может называться по-разному. Например, есть такое окончание как «победа». Согласитесь, что хорошо бы зафиксироваться в таком окончании!

Однако, в Го можно победить уже в середине партии. Точнее так: в середине партии ты можешь победить, однако, эту победу нужно зафиксировать, донести до конца игры, так как на игровом поле всё ещё продолжаются действия – и твои, и твоего конкурента. И, может быть, ты уже и не хочешь действовать (так как победа уже есть), но тебе всё ещё нужно продолжать. И вот тут, ты как раз можешь потерять свою победу…»


Говоря о Го, стоит отметить, что игра относится к категории так называемых «открытых», когда все фигуры и действия, происходящие на игровом поле, полностью видны обоим партнёрам. А ещё Го, это игра, в которой практически отсутствует элемент рока. Единственное, что отдано на волю случая, это розыгрыш цвета камней, которые достанутся игрокам. Так как в некоторых случаях (но не во всех) цвет разыгрывается перед началом партии через определённый ритуал.

С точки зрения Игоря, рок в игре всё-таки присутствует. Но он не очевиден, так как находится «внутри игрока» и именно оттуда оказывает своё влияние. Страх ошибиться сбивает с толку многих и вносит сумятицу в их действия. А постановки на гобане действительно похожи на хороший, открытый бизнес, так как видны активы, балансы, количество захваченных в плен камней противника. Именно поэтому Мастер говорит: «Го учит играть в открытую». Наряду с этим, стоит узнать ещё одну ценную для бизнес-практики формулу: «Если я хочу победить, то должен быть внутри себя очень понятен, а снаружи, в проявлениях, очень не понятен. Для чего это нужно? Если я буду понятен внутри себя, то всегда смогу найти замысел, переключиться с неверного на верный. Если я себя понимаю, то я могу делать это быстро. При этом желательно, чтобы партнёр меня не понимал. Если он мои замыслы будет трактовать по-другому, то я его на этом переиграю. А в Го всё в открытую, и сложность игры как раз в том, чтобы твои камни при полной прозрачности для тебя, при полной открытости для твоего партнёра и для всех зрителей, были всё равно не видны… Этого можно добиться. Да, это сложно, но интересно это узнать, этому научиться и этим овладеть…В Го есть накопления, которые делались столетиями. Го – это сейф с сокровищами»

Мне думается, что это бесценно для бизнеса. А как думаете вы?


Ещё один вопрос, с которым часто приходится сталкиваться бизнесменам, предпринимателям и менеджерам: «Расчёт или интуиция? Что использовать? На что опираться?» Безусловно, каждый сам ищет на него ответ, но мне было интересно узнать мнение Мастера Го. Быть может, в Го есть что-то такое, что поможет решить и эту бизнес-проблему?

В очередной раз удивив, Игорь сказал, что не рассматривает озвученное мной как дилемму, и рассказал о пяти инструментах Русской Школы Го и Стратегии:

«Зрение – это самый простой и эффективный инструмент. Люди, мучимые дилеммой «расчёт или интуиция» часто не владеют даже зрением. Просто посмотри – быть может, отгадка уже перед твоими глазами. Второе – это глазомер. А третье – умозрение… Если ты получил данные, то ты уже можешь что-то рассчитывать. Однако, часто люди, озабоченные расчётом, даже данных не имеют, которые можно рассчитывать. Они рассчитывают старьё. Получи свежие данные - и тогда рассчитывай…

Расчёт – это работа интеллекта. Если у человека нет интеллекта, то он не может рассчитать… Го – игра интеллектуальная, она строит интеллект из ума – первичного состояния, данного нам от рождения. И только когда у тебя построен интеллект, ты можешь рассчитывать и расставлять по местам.

Ум есть у каждого. Ум может прикидывать, смекать. Эти слова относятся именно к уму. А такие слова как «рассчитывать», «анализировать» относятся к интеллекту. Между умом и интеллектом большая разница. Почувствуйте это…

А интуицией человек не может овладеть. Она включается сама. Вот в чём её фишка. Она может включиться, а может не включиться. Если включилась, то хорошо. Но как ты её сам включишь?... Интуиция не может быть инструментом, скорее лишь помощником. Человек над ней не властен…

Поэтому мы используем два высших инструмента, которые называются «предвидение» и «видение». Но мы их запрещаем ученикам. Это инструменты мастерского уровня. Что это означает? То, что нужна другая степень владения собой, образно говоря, другой тип «питания», достижение внутренней целостности более высокого ранга. Иначе такие инструменты как «видение» и «предвидение» могут разрушить человека, не оставив от него камня на камне».

Возможно, для кого-то покажется странным то, что сказал Мастер Гришин. Честно говоря, я и сама как-то не сразу поняла, о чём речь. Но мы же изначально поставили перед собой цель покинуть территорию привычного и поискать необычные, нестандартные ходы и решения. Поэтому будем любопытны и внимательны к инакомыслию. Ведь в необычных и нестандартных точках зрения заключён большой ресурс!

Завершая разговор о бизнесе, Го, деловом успехе и карьере, мне захотелось поговорить о таком ключевом понятии как баланс. Интересно ведь узнать, что такое «баланс» с точки зрения Мастера Го?

«Баланс – это слово средиземноморского происхождения. Дословно оно означает – «две чаши», которые составляют основу весов. Те самые чаши, без которых невозможно сравнивать и взвешивать. (Мастер улыбнулся и взял в руки чаши Го). Кроме этого в Го в качестве баланса у нас есть камни противоположных цветов. На мастерском уровне мы шутим: чёрные и белые - оба мои. Но я не могу прикасаться руками к камням другого цвета, за исключением тех моментов, когда я их «съедаю», снимаю с доски и кладу в крышку. Только мысленно! Но если я не буду их в свою систему вводить, и буду думать только про свой цвет, то у меня сразу всё нарушится. Конечно, можно и так играть, но это будет агрессивно и слабо…

А вообще, баланс существует на разных уровнях. Тот, который я описал выше – это баланс мастерского уровня. Но есть ещё баланс на уровне игры. В игре есть три основные части, и они должны быть сбалансированы. В каждой конкретной ситуации борьбы, в каждом положении также свой баланс. Баланс пронизывает Го насквозь. Можно сказать, что Го – это "игра про баланс"

Да, в борьбе тоже есть баланс. И в мастерском ударе есть баланс… Но баланс не даётся просто так. Это то, что нужно искать. Вот в чём его трудность…Баланс так просто не съешь, это блюдо очень высокой кухни. И в Го и в бизнесе»


Мы могли бы беседовать и дальше, но в офисе наступил перерыв и в зоне отдыха стали появляться сотрудники, желающие занять свои места за игровыми досками и продолжить ранее начатые партии. Мы с радостью уступили им их законные места.

Молодые люди, расположившиеся за игровыми столами, узнали Мастера Го и обратились к нему за советом о том, как улучшить свою игру. В ответ, он подарил им принесённую с собой книгу «10 законов Го и стратегии» .Уверена, что они найдут в ней массу полезного для себя!

Я, кстати, также стала обладательницей этого издания, а к моменту написания статьи уже успела его прочитать. Так что, рекомендую всем!

Полезная книга – это хорошо. Однако позволю себе напомнить, что настоящая связь между бизнесом и Го осуществляется через Мастера Го. И если вы хотите получить полноценный доступ к этой связи, то заходите на сайт Русской Школы Го и Стратегии, на котором вы найдёте информацию о её программах, проектах и новостях - http://www.clubgo.ru/

P.S.: JOHNNY JOKER поздравляет Русскую Школу Го и Стратегии с открытием новой Го-резиденции на Кутузовском проспекте!

Комментариев нет:

Отправить комментарий