Совсем недавно отвечала на вопрос: «Какие книги вы купили за последний год?» С налета вспомнила две, одна из которых «Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха» Маршала Голдсмита. Эту книгу я могу рекомендовать. Вообще, она написана для тех, кто уже добился успеха в жизни и хочет подняться на следующую ступень, но я полагаю, что может быть полезна и для тех, кто пока только фантазирует об успехе. Почему она мне понравилась? Потому что действительно похожа на жизнь и полезна. А еще потому, что разделяю точку зрения автора о том, что чем выше поднимается человек, тем более «поведенческими» становятся его проблемы, то есть на первый план выходит умение строить отношения с людьми – с теми кто над тобой, с теми, кто равен тебе и с теми, кто находится в подчинении и зависимости. Да, в книге достаточно много «американизмов», но также достаточно мыслей, под которыми лично я могла бы подписаться.
Я, например, оценила «пантеон» вредных привычек (недостатков межличностного поведения, свойственных успешным людям) собранный Голдсмитом:
• Чрезмерное стремление к победе. Потребность побеждать любой ценой в любой ситуации – когда это важно, когда не важно и вообще не имеет значения.
То есть некое гипертрофированное стремление, даже обязательство быть первым,, переход за тонкую грань нормального настроя на победу, слепая одержимость победой, постоянное желание взять верх.
• Чрезмерное желание внести свой вклад. Неодолимая потребность сказать свое слово по каждому поводу.
Как пишет автор: «Если вам свойственно после слов «отличная мысль» тут же делать оговорку «но» или «и все же», постарайтесь закончить на слове «мысль. А еще лучше до всяких слов сделать паузу и спросить себя, стоит ли вообще говорить, что вы хотели».
• Стремление выносить оценку. Потребность судить других и навязывать им свои стандарты.
Имеет смысл как можно чаще задаваться «контрольным» вопросом: «Тебя что назначили главным критиком? »
• Склонность к деструктивным высказываниям. Неуместные проявления саркастичности и язвительности с целью продемонстрировать свое остроумие.
• Позиция сопротивления – «нет», «но», «тем не менее». Злоупотребление противительными словами с подсознательной целью внушить другим: «Я прав, а вы – нет».
Такая позиция (или защита своей позиции) часто заводит дискуссии в тупик, вызывает отпор и увеличивает ряды врагов.
• Превознесение своего ума. Потребность демонстрировать другим, что мы умнее, чем они думают.
В трактовке автора – это одна из разновидностей потребности побеждать, а также выражение потребности в восхищении со стороны окружающих. «Ум привлекает людей. Похвальба умом отталкивает». Однако, очень трудно побороть потребность превозносить свой ум перед окружающими.
• Гнев как средство управления. Использование собственной эмоциональной неустойчивости как инструмента давления.
Увы, но разгневанный человек теряет контроль над собой, и в таком состоянии невозможно руководить. Кроме того, настоящим виновником гнева редко бывает «другой». Причину гнева имеет смысл искать внутри себя, а не вовне.
(Есть такая буддийская притча. Молодой крестьянин, обливаясь потом, греб вверх по реке, чтобы доставить товар в деревню. Было очень жарко. Он хотел поскорее попасть на место и вернуться домой до темноты. И вдруг впереди он заметил лодку, которая стремительно плыла по течению прямо ему навстречу с явным намерением врезаться. Крестьянин изо всех сил погреб в сторону, но это не помогало. Тогда он крикнул: «Разворачивайся, разиня! Ты же едешь прямо на меня. Река широкая. Смотри внимательно!» Но все это было напрасно. Лодки столкнулись. Крестьянин вскочил и в ярости закричал: « Ах ты болван! Как тебя угораздило врезаться в меня на такой широкой реке? Куда ты смотрел?» И в тот же миг он увидел: в лодке никого нет. Он проклинал пустую лодку, которую сорвало с привязи и понесло по течению. Мораль проста: в «другой лодке» никогда никого нет. Когда мы гневаемся, мы ругаем пустую лодку)
• Негативизм, или «Дайте мне объяснить, почему это не будет работать». Потребность посеять сомнения, даже когда вас никто не спрашивал.
По сути, это негативизм, завернутый в упаковку услуги.
• Сокрытие информации. Склонность замалчивать информацию, чтобы получать преимущество перед другими.
И это вновь деструктивное проявление потребности побеждать.
• Неумение воздавать по достоинству. Неспособность поощрять и вознаграждать.
Голдсмит совершенно справедливо замечает, что лишить людей заслуженного признания – вернейший способ погасить инициативу.
• Приписывание себе чужих заслуг. Самый неприглядный способ подчеркнуть свое участие в успешном деле.
• Покровительство любимчикам. Неспособность осознать, что к некоторым людям мы относимся несправедливо.
• Неготовность выразить сожаление. Неспособность повинится за поступки, признать свою неправоту или эмоциональный ущерб, нанесенный другому человеку нашим поведением.
• «Наказание вестника». Склонность нападать на невинных, которые всего лишь хотели помочь вам.
«Верный способ отучит людей снабжать вас какой бы то ни было информацией – прослыть «палачом вестников. А если вы хотите избавиться от этой привычки, вам нужно просто говорить спасибо»
• Перекладывание ответственности. Позиция «виноват кто угодно, только не я»
• Чрезмерное желание оставаться «самим собой». Превознесение собственных недостатков как достоинств только потому, что мы – это мы.
Имеет смысл помнить о том, что человек – существо социальное, поэтому вы – это не только то, что вы думаете о себе, но также и то, что другие думают о вас.
И так далее, весь перечень приводить не буду. Этого достаточно, для того, чтобы понять, ваш ли Голдсмит автор или нет. Хотя… Пожалуй, в завершении поста позволю себе упомянуть еще один из пунктов – привычку № 21 – одержимость целью.
С одной стороны, умение ставить себе цель значимо, так как позволяет организовать деятельность и превратить ее в целенаправленную - к результату приводящую. Жизнь можно образно представить как проект, но все-таки это не проект. Все хорошо в меру, да и цели, увы, бывают ложными, миражными и чужими. Так что, четко представляя себе маршрут, можно оказаться совсем не в том месте. Это не умаляет значение цели, но ограничивает возможности цели управлять вашим поведением. Во взаимоотношениях с целью очень важно помнить, что Вы – главный.
Кажется, это была рекламная пауза… Но, почему бы и нет?
Комментариев нет:
Отправить комментарий