понедельник, 30 мая 2011 г.

Приключения «дизайн-мыслителей» в России. Интервью с командой «Design Thinking Lab»

Признаюсь, что я и сама не так давно услышала загадочное словосочетание «дизайн-мышление». Но прошло чуть больше полугода с момента первого знакомства с этим феноменом, и я уже называю себя «чуть-чуть дизайн-мыслителем», а стену моего рабочего кабинета украшает памятный сертификат об участии в курсе, организованном компанией «Design Thinking Lab» на базе бизнес-инкубатора Высшей Школы Экономики.

Испробовав на себе технологию дизайн-мышления, и убедившись в наличии реального эффекта от ее использования, я с удовольствием и вдохновением рассказываю всем своим знакомым о том, что же это такое.

Сегодня я приглашаю вас на встречу с людьми, благодаря которым я получила новый опыт и инструменты, которые помогают мне в моей предпринимательской жизни и работе: Ириной Кутенёвой – сооснователем и директором по развитию компании «Design Thinking Lab» и Диной Мельниковой – дизайн-аналитиком и исследователем, членом международной команды дизайн-мыслителей. Совместно, мы попробуем разобраться, что же такое дизайн-мышление, в чем ценность этого подхода, для кого и зачем это нужно, и есть ли у этого подхода будущее в России. Итак, Welcome!

M.Ш.: Полагаю, что вы часто встречаете людей, которые никогда не слышали про «дизайн-мышление». Вам уже удалось выработать его лаконичное определение или представление?

Дина Мельникова: «Вообще, это метод, который по-настоящему понять можно только через практику. Представить его словами сложно.

В целом, дизайн-подход позволяет получить ответ на вопрос: «Каким образом, разработать новый продукт или услугу, ориентируясь на конечного потребителя?» Это метод выявления скрытой потребности.

Но ключевые слова для его описания – «создание» и «действие». «Алгоритм создания нового» - эта фраза, которая, пожалуй, лучше всего отражает суть дизайн-мышления, если представить его совсем коротко»

Ирина Кутенёва: «И все-таки я добавлю, что дизайн-мышление – это, прежде всего, особый стиль мышления, плюс - использование для решения бизнес-задач ряда инструментов, которые используют в своей работе дизайнеры. И это только на первый взгляд странно.

Дело в том, что в последние годы в системе обучения менеджеров возник выраженный крен в сторону развития левополушарного, аналитического мышления. Очень многие это понимают и ищут способы сбалансировать, выровнять ситуацию, дополнить классическое образование неклассическими, неаналитическими, правополушарными методами. Дизайн-мышление позволяет это сделать за счет того, что использует визуализацию, активную работу с формой (прототипирование на ранних стадиях проекта) и эмпатию в дополнение к аналитическим методам работы, которых не отрицает.

При этом, дизайн-мышление – это не просто набор методик, стимулирующих креативность, а простроенный алгоритм, который позволяет в сжатый период времени пройти путь от поиска скрытой потребности до создания материализованного прототипа решения, которое можно показать инвестору, руководству и своей команде»

М.Ш.: Ирина, на одной из презентаций, я услышала фразу: «Мы - евангелисты дизайн-мышления». И я хочу попросить тебя рассказать, о том, как к тебе пришло осознание этой миссии?

Ирина Кутенёва: «Когда мы с моей коллегой Анной Плосконос возвращались из Штатов в 2007г., у нас была мечта – поделиться опытом, полученным в d.school в Стенфорде, с другими людьми, передать его. У нас появился вопрос: “А как данная методология будет работать в российский и украинских условиях?”

Пройдя обучение за рубежом, мы увидели большую разницу в подходах – то, как учат у нас, и там. Мы увидели, что учиться можно с удовольствием – получать fun. Нам очень понравилось это сочетание фана и пользы и захотелось поделиться этим опытом, а также показать и передать инструменты, через которые это достигается. И эта мечта шаг за шагом начала воплощаться.

Мы попрощались со своими прежними работодателями, собрали команду, учредили свою компанию – «Design Thinking Lab», и теперь имеем возможность делиться с людьми эффективным, полезным и приносящим удовольствие способом работы.

Мы проводим постоянные исследования в методологии создания инноваций, по-этому для нас каждый курс, это эксперимент. Мы пробуем новые модели и новые идеи, проверяем, что работает, а что нет. Создаем сами новые инструменты»

М.Ш.: А в чем основная ценность подхода, который представляет ваша компания?

Дина Мельникова: «Мы продвигаем метод мышления, который побуждает к активному действию. И тут происходит самое интересное: оказывается, достаточно простое действие может служить очень сильным катализатором. Когда человек понимает: «Да! Это оно! Я могу! Я знаю, как это делать, сам действую, и мне это нравится!» То тут включаются совсем иные механизмы, чем в классическом обучении. То есть с одной стороны - это ощущение ребенка, который понял, как работает игрушка, а с другой - совершенно серьезна технология активации творческого потенциала. Интересен тот факт, что многие участники курса отмечают следующее: позитивная энергия распространяется на все сферы жизни: работу, друзей, семью. Получается своеобразное жизненное прототипирование, появляется драйв и желание действовать. Такое ощущение, что метод дизайн-мышления позволяет преодолеть психологический барьер, выводит из ступора. Мало размышляя и быстро делая, понимаешь - то, что в мыслях казалось очень сложным, на практике оказывается простым и вполне выполнимым.

А еще на последнем курсе мы просили участников подготовить перед началом рассказ о себе в визуальной форме, резюме. Работы прошедших первый этап отбора, мы распечатали и сделали «стену славы». Мы знали об уровне профессиональной подготовки и квалификации людей, пришедших к нам, а вот для них это было настоящим открытием - понять, что каждый уникален! Потом многие отмечали, что хотя пообщаться со всеми на программе не удалось, но тем больше мотивация собраться вместе уже после окончания программы. Что, собственно говоря, мы сейчас и реализуем на практике, создавая Клуб Дизайн-Мыслителей»

Ирина Кутенёва: "Мы поняли, что в нашей стране очень много креативных людей, которые реально хотят делать и создавать. Все, что им нужно – это единомышленники и методы работы. Хотя, конечно, еще поддержка. Потому что для того, чтобы по-настоящему внедрить полученные в ходе обучения инструменты в свою деятельность нужно время и навыки, которые разрабатываются и развиваются постоянно. Мы рассчитываем, что такую взаимоподдержку может дать формирующийся сейчас клуб.

А еще – этот метод позволяет «снять оковы инерционного и тоннельного мышле-ния» (узкого, привычного, стереотипного) и увидеть ситуацию иначе. И что особо важно – дает людям принципиально новый опыт. Опыт как форму знания»

М.Ш.: А для кого этот подход наиболее полезен? Кто ваш потребитель?

Ирина Кутенёва: «Сейчас наших потребителей можно разделить на отраслевые, статусные и возрастные категории.

Если говорить про отрасли, то первые, кто заинтересовались и откликнулись – люди из IT-сферы. ИТ быстро развивается, появляются новые приложения и бизнес модели (facebook, twitter). Поэтому дизайн-мышление помогает найти новые бизнес возможности и разработать соответствующее решение, отвечающее потребностям пользователей.

Другое направление - это для решения управленческих задач с помощью дизайн-мышления. Если посмотреть, что менеджер - это дизайнер бизнеса, команды, новой мотивационной модели. То здесь дизайн-мышление имеет тоже прямое применение - создание “нового”. Основная мысль: дизайн-мышление позволяет “созидать”, а не копировать существующие решения и аналогии. Люди становятся творцом своего бизнеса, жизни. Готовы менять и улучшать мир вокруг.

Если говорить о возрасте, то, конечно, быстрее всех схватывают и перенимают его молодые люди, открытые и готовые к экспериментам. Кто боится рисков и экспериментов - тому это не подойдет.

А вообще, этот метод, потребителем которого является любой «человек ищущий», «человек мыслящий», поэтому на наших курсах всегда собирается очень интеллектуально развитая аудитория. А по завершении курса люди обычно называют себя «единомышленниками».

М.Ш.: Ирина, раз уж мы заговорили о реализованных твоей компанией проектах, расскажи, пожалуйста, о них поподробнее.

«Свою деятельность мы разделяем на 3 категории: образовательная (проведение курсов, опробования новых моделей), исследовательская (разработка методологии, которая подпитывает образовательную и проектную деятельность) и проектная (мы помогаем компаниям организовать и реализовать проекты в стиле дизайн-мышления, это могут быть на нашей базе, так и на клиентской базе).

Немного о наших образовательных проектах. На сегодняшний момент мы сделали три образовательных проекта (не считая краткосрочных тренингов), о которых я, пожалуй, начну рассказывать в обратном порядке.

Буквально на днях мы завершили курс в  Высшей Школе Экономики - «Полезные инструменты дизайн-мышления в создании концепций новых продуктов и услуг» . Это уже третья полноценная программа, которую мы сделали в России. Она состояла из пяти встреч продолжительностью по три часа, которые на практике превратились в четыре, именно по завершении этой программы, участниками была предложена инициатива по формированию Клуба дизайн-мыслителей. Несмотря на то, что занятия завершены, мы продолжаем встречаться, создаем on-line представительство и определяемся с целями и форматами дальнейшего взаимодействия. Для нас это неожиданно, но очень приятно.

Два других проекта были реализованы нами на базе бизнес-инкубатора InnovationStudio, где специально для курса по дизайн-мышлению было создано потрясающее пространство. В нашем распоряжении была мобильная мебель, которая позволяла трансформировать, менять аудиторию под текущие задачи, что очень в духе и концепте дизайн-мышления.

Свой самый первый курс, где были использованы методы дизайн-мышления и формат работы Стэнфордской школы, вместе с InnovationStudio мы проводили в декабре 2010г. Его участниками были уже выпускники, которые задумывались о создании собственного бизнеса. Это была совместная работа с Екатериной Храмковой, руководителем компаниией Lumiknows  и Владимиром Бубенцовым, представителем компании ТРИЗ-ПРОФИ, который привнес в программу методику ТРИЗ. Это был очень интенсивный и насыщенный курс про-должительностью четыре недели – 72 академических часа, на котором участникам был представлен широкий спектр инструментов для поиска скрытых потребностей. В рамках экспериментального курса мы делали попытку объединить методы ТРИЗ и дизайн-мышления.

Второй проект был в рамках программы магистрантов экономического факультета МГУ. Мы привнесли в программу больше итерационности и буквально каждую неделю отправляли студентов на проведение новых исследований. И, как мы полагаем, нам удалось осуществить переворот в мышлении студентов – помочь отойти от академичности, образовательных традиций и попробовать иной метод – метод действий. Хотя для некоторых из них, это был шок.

Для каждого курса мы разработали уникальную модель с определенными ударениями в методологии. С магистрами МГУ мы опробовали новую модель по поиску бизнес-возможностей. Это был итерационный процесс, где студенты окунулись в жизнь пожилых людей,   чтобы увидеть через свой опыт их истинные потребности. Можно утверждать, что мы теперь знаем, как организовать процесс, чтобы увидеть новые бизнес-возможности.

В Вышке мы сделали акцент на инструменты дизайн-мышления, обратили на роль пространства в процессе создания инноваций и на роль междисциплинарных команд.

Все три наши проекта получились очень разными, потому что у нас были разные аудитории и цели, но все очень интересными. Мы убедились, что при обучении методу дизайн-мышления, нужно использовать не слова и разбор готовых кейсов, а действия - меньше говорить, и больше стимулировать активную деятельность участников. Не передавать чей-то готовый опыт на словах или в виде кейсов, а формировать условия, в которых участники могут сами создавать свой опыт и знание через действие.

Что это за опыт? Опыт взаимодействия с другими людьми (внутри команды и с потенциальными потребителями будущего продукта или услуги), опыт создания пространства, физической атмосферы, в которой ты работаешь, и, конечно, опыт применения новых инструментов. И, пожалуй, на нашей последней программе в Вышке нам это удалось в полном объеме. Там мы не обучали людей, а помогали создать собственный опыт»

М.Ш.: Ирина, ты проходила обучение в Стенфорде, а теперь у тебя есть опыт разработки и проведения обучающих программ в России. Замечаешь ли ты какую-то разницу, быть может, «национальные» особенности?

Ирина Кутенёва: «Да, действительно есть особенности, в основе которых лежат культурные различия. Например, в Российской культуре мы садимся за стол и начинаем «обсуждать», и это обсуждение превращается в процесс, который может тянуться бесконечно долго и ничем не закончиться. Кроме этого нам очень трудно перейти от обсуждения к действию, реализации. Все становиться очень-очень длинным и долгим.

А еще российской культуре очень свойственна критика. Она бывает избыточной, излишней и неуместной. Люди буквально «сваливаются» в критику.

В американской культуре все иначе. Обсуждение коротко и менее детализировано, переход к активным действиям осуществляется быстро. Если есть инициатива, то часто говорят: «Класс! Давайте это сделаем!» А у нас говорят: «Ну-ка, ну-ка, подождите, давайте-ка сначала подумаем, сначала взвесим все «за» и «против» и уже потом …» Ну а по факту, скорее откажемся от идеи, чем ее опробуем.

Но как показывает практика применения дизайн-мышления в России, это все-таки можно изменить»

М.Ш.: Поделитесь, пожалуйста, своими планами – ближайшими и долгосрочными. И может быть даже мечтами, которые хотелось бы воплотить.

Дина Мельникова: «Планы – это, конечно, хорошо! Но хочется еще раз отметить, что дизайн-мышление – это такой метод, в котором, чем больше делаешь, тем больше получается. Метод, приближающий к реальности. В своей работе мы стараемся сделать процесс перехода от мечтаний к конкретным действиям. Мы придерживаемся методов, которым обучаем, поэтому скорее не только планируем, но и прототипируем. Каждый реализованный нами проект – это прототип реализации мечты, активное действие по ее достижению.

Из ближайших проектов набольшее внимание нами сейчас уделяется подготовке летнего итенсива совместно с Британской Высшей Школой Дизайна. Конечно, есть и мечты. Для меня это адаптация методов дизайн-мышления для создания детской программы. Когда мы проводили курс для магистров, один молодой человек не мог понять, зачем лепить из пластилина. У детей многих вопросов не возникает, нет блокирующих поведение стереотипов. И в то же время в их руках огромный потенциал по решению проблем! Если дать возможность подрастающему поколению почувствовать себя творцами окружающего мира, то они горы свернут. Сейчас мы общаемся с руководителями программ и студий, активно занимающихся детским развитием, ищем партнеров для разработки и воплощения в жизнь методологии дизайн мышления для детей.

Вдохновляет тот факт, что подобные проекты успешно существуют и развиваются на западе. Например, К 12, созданный в партнерстве Стенфордской школы дизайн-мышления d.school. и компании IDEO. Внимание к детскому образованию в контексте дизайн-мышления вполне обосновано. В первую очередь, конечно, это желание сделать качественный продукт для собственных детей.

Если мы рассматриваем картину в целом – то для нас дизайн-мышление представляется одной из ключевых возможностей развития образования вообще, как бы громко это ни звучало.

Дизайн-мышление повышает мотивацию, делает обучение наглядным и веселым, соединяет различные дисциплины и направления, притягивает людей с разными интересами и профессиональными навыками, развивает личную инициативность, эмпатию по отношению к окружающим людям, интегрирует воображение с аналитическими приемами, помогает мыслить и действовать конструктивно. Это очень хорошие качества, необходимые не только для детей, но и для взрослых. И чем раньше мы научимся развивать их в своих детях – тем лучше»

Ирина Кутенёва: «Да, у нас есть краткосрочная мечта – создать российскую дизайн-школу – среду, в которой смогут встречаться представители различных дисциплин для реализации совместных проектов в стиле и с использованием инструментов дизайн-мышления. Иными словами мы хотим передавать людям полезные навыки, которые будут полезны им самим, и которые они станут внедрять и распространять дальше. Наша «краткосрочная» мечта - это междисциплинарная среда для создания нового. Мы знаем, как это сделано в Америке, в Великобритании, Италии, Германии. И мы хотим реализовать это в России.

Причем, не только хотим, но и делаем. В наших ближайших планах сотрудничество с Британской Высшей Школой Дизайна. Совместно с руководителем курса «Дизайн-менеджмент» Марией Сташенко, мы сделаем летний интенсив, который пройдет с 6 по 14 июля 2011 года. Это своего рода проект, или в терминах дизайн-мышления прототип будущей школы. На этой экспериментальной площадке соберутся вместе представители дизайн-сообщества, бизнес-сообщества (причем, как российского, так и международного) и, конечно, представители гуманитарных и социальных дисциплин – психологи и социологи. На это событие мы пригласили Ларри Лэйфера – профессора инженерного факультета и директора Центра дизайн-исследований в Стенфордском университете, успешного предпри-нимателя и гуру дизайн-мышления . А еще к нам приезжает Ули Вайнберг – профессор, директор школы дизайн-мышления D-School. Рама Гираву, заместитель директора Helen Hamlyn Centre for Design, Royal College of Art, гуру в области при-менения этнографических исследований.

В течение девяти дней участники проекта будут работать над реальной задачей, поставленной компанией-заказчиком. Точнее, будет задан вектор. Двигаясь согласно этому вектору, участники будут учиться взаимодействию в междисциплинарной команде, искать скрытые потребности потенциальных пользователей, разрабатывать и представлять прототипы решений.

В завершении курса мы планируем провести небольшую конференцию, посвящен-ную перспективам применения дизайн-мышления в России и формированию культуры, среды, в которой будет возможно создание нового.

Ну а в долгосрочной перспективе рассчитываем внести вклад в развитие образования в масштабах страны. Мы полагаем, что с помощью наших инициатив это возможно».

Как это сделать? Для начала, создать рабочее пространство, стимулирующее к действию. Именно такое мы создадим на площадке летнего интенсива»

Что к этому добавить?

Если вы читаете сейчас эти строки, значит нашли что-то интересное для себя в нашем разговоре. Возможно, вам захочется узнать больше и даже приобрести описанный опыт. Команда «Design Thinking Lab» будет рада помочь. Welcome!


Блог курса «Полезные инструменты дизайн-мышления в создании концепций но-вых продуктов и услуг»

1 комментарий:

  1. Также интересные питерские промдизайнеры: http://forma.ltd/ru

    ОтветитьУдалить