вторник, 23 ноября 2010 г.

История про «Квесторию» и ее «живые квесты». Интервью с директором по развитию - Алексеем Корсуном.


В дождливый, хмурый осенний день как-то особенно хочется чего-то приятного, радостного и интересного. Причем, желательно в помещении под крышей, где светло, тепло, уютно и человечно…

Именно в такой момент, я вспомнила о питерской компании «Квестория», которую открыла для себя этим летом, и новой форме активного досуга – «живых квестах» - сюжетных детективно-приключенческих играх на 8-25 человек, о которых написала не так давно одноименную статью.

Отправившись на сайт «Квестории», я обнаружила изменения. Приятно видеть, что проект активно развивается, и теперь появилась возможность принять участие в играх, проходящих в Москве. Так в моем органайзере появились две записи: первая - сыграть в «живой квест» - «Завещание Флинта» , и вторая – связаться с Алексеем Корсуном - основателем этого вида досуга и директором по развитию проекта.


Своими впечатлениями об участии игре я поделюсь позднее, а сейчас предложу вашему вниманию интервью с Алексеем об истории пока еще молодой, но перспективной «Квестории», ее «внутренней кухне», а также о том, каково будущее питерских «живых квестов» в России.

Мария: Алексей, вас уже начали называть основателем нового развлечения - «живых квестов» в Санкт-Петербурге. Расскажите, чем для вас являются «живые квесты» и почему вы этим занимаетесь?

Алексей: Пожалуй, сразу отмечу, что не только в Санкт-Петербурге, мы и в других городах уже начали работать - и в Москве, в Иваново, Зеленограде, в Киеве открылись недавно. Надеюсь, что и дальше будем развиваться.

Отвечая на вопросы «почему?» и «зачем?», скажу, что хочу использовать знания в области интерактивного досуга, которые имею. А еще мне хочется получать удовольствие от общения с людьми и дарить им сказку – игру. Ну, и конечно, хорошо, когда занятие, которое тебе нравится приносит деньги.

Мария: А как возникла идея проведения «живых квестов»? И есть ли аналоги данного вида досуга в других странах?

Алексей: Пришел я к этому виду досуга следующим образом: в годы студенчества изучал ролевые игры и интерактивный театр (он еще называется интерактивная драма). Например, в университете Карнеги-Мелони в Америке, есть целая кафедра, которая занимается изучением интерактивной драмы и много материалов своих публикует. Чтобы было понятно - основная суть интерактивной драмы в том, что участник, приходящий на игру смог, погрузившись в нее, прожить за три часа какую-то другую жизнь, испытывая эмоции и переживания, попробовал себя в иной роли. Это даёт отличную возможность посмотреmь на самого себя другими глазами. Проект «Квестория» в первую очередь досуговый, однако игра – одна из самых эффективных форму обучения и самоанализа.

Также я увлекался тем, что в Америке называется Murder Mystery Games (MMG). Там это очень популярный вид досуга. И мне захотелось реализовать это на нашей, российской почве. Так на основе своих увлечений я сделал «живые квесты» в России. И, надеюсь, мне это удалось.

Мария: На кого рассчитан предлагаемый вами вид досуга? Кто ваш нынешний клиент? И есть ли у вас представление о вашем «идеальном», «желаемом» клиенте?

Алексей: На сегодняшний момент у нас есть несколько разных аудиторий. Например, есть открытые игры - когда в игре может принять участие любой, кто захочет. Обычно такие игры происходят в кафе. Основная аудитория здесь от 23х до 33х лет. Кто эти люди? Например, к нам приходят любители «Дозора», очень много игроков к нам приходит из игры «Мафия». Мы на «Мафию» не похожи, конечно, но навыки в наших играх требуются те же, поэтому те, кто любит играть в «Мафию» приходят и к нам. Кто еще? Люди любящие активный досуг. Например, любителей танцев у нас много и разных видов спорта. А вообще, стоит отметить важный пункт, что люди, которые к нам приходят, это очень приятная часть городской тусовки. Они интересные и умные, поэтому с ними очень приятно общаться и делать игры. И это здорово, что на квестах все они встречаются. Мы вообще заметили, что у нас на каждом квесте все люди знакомы через одного-двух человек максимум, через одно-два рукопожатия. То есть у них обычно есть общие знакомые.

Еще у нас есть такая услуга как игры на «корпоративы», поэтому у нас есть такие заказчики как фирмы небольшие, численностью порядка 30-40 человек - например, тур-агентства, типографии. Почему именно такие заказчики? Просто наши игры рассчитаны максимально на 30 человек, поэтому для компаний вроде «Газпрома» наши квесты вряд ли подойдут (Алексей улыбнулся).

А третий вид наших услуг – это игры на дни рождения. Их заказывают веселые компании друзей и гостей, которые хотят как-то необычно, по-новому отметить важные даты. И сейчас у нас все больше и больше растет популярность этой услуги. Причем, заказы бывают не только на дни рождения, но и на другие праздники, например, на Хэлоуин. И нам очень нравиться, это праздничное направление. Мне немножко жаль, что в этом году мы не успели сделать на Хэлоуин игру в жанре ужасов. Но мы ее разработали, и скоро запустим – она называется «Тень Фараона». А в этот Хэлоуин люди с удовольствием играли в вестерн «Где-то на диком западе» и «Приют для убийцы».


Мария: У вас уже сформировался опыт проведения игр. Поделитесь накопленным опытом. Почему люди приходят на «живые квесты»? Ради чего?

Алексей: Очень часто к нам приходят любители детективов, любители загадок. Этих людей очень просто можно узнать, они приходят подготовленные – сразу достают листочек бумаги и ручку и начинают записывать, кого и в чем они подозревают, кто, что говорил. Они хотят собственно квеста, им нравиться подумать, проанализировать, сопоставить, и у нас они это удовольствие получают.

Но у нас есть и другие игры, где детектива поменьше, и больше приключенческих и романтических линий. Например, «Бегство через Атлантику» и «Завещание Флинта» . На эти игры люди приходят для того, чтобы попробовать себя в новом образе и новой роли. В последнее время нас очень часто просят проводить костюмированные «живые квесты». Мы такие игры тоже проводим, и думаем, что будем проводить еще чаще. Хотя, стоит сказать, что нас эта тенденция удивила. Мы не думали, что это может быть столь популярно, но сейчас становиться все больше людей, которые хотят приходить на игры в костюмах и ждут костюмированных игр. Это интересно и по-настоящему интерактивно, ведь игроки – они на самом деле соавторы игры. Да, сценарий есть, но процесс игры, равно как и ее концовка полностью зависят от совместных действий игроков. То есть каждый квест неповторим, и создавая свою игру, люди хотят ее украсить. Так возникает запрос на костюмы, на какие-то антуражные кафе, чтобы интерьер соответствовал сценарию квеста. И мы сейчас такие требования стараемся удовлетворять.

Мария: А как люди к вам попадают? И как узнают о «живых квестах»?

Алексей: Мы даем рекламу в газетах, периодически проходят репортажи по радио и телевидению. А в Интернете у нас есть сайт, группа в Вконтакте, и журнал в ЖЖ . Конечно, многие приходят по рекомендации друзей. Система рекомендаций у нас очень хорошо работает - людям нравиться, что приятно. А еще у нас есть постоянные клиенты. Как только новая игра выходит, так сразу заявки от них поступают. (Алексей улыбнулся).

Я думаю, что тут стоит отметить специфику «живых квестов» - каждая игра получается уникальной и индивидуальной. Дважды сыграть один и тот же квест нельзя. Как я уже сказал ранее, наш вид игр предполагает сотворчество участников. И в этом их прелесть. Поэтому постоянной клиентуры, приходящей на одну и ту же игру как в «Мафии» у нас нет. Наши постоянные клиенты приходят на разные сценарии игр.

Хотя, у нас есть и повторные запросы на организацию игр. Например, когда людям понравилось, хочется повторить игру и попробовать себя в новой роли. Учитывая это, в новых играх мы стали создавать разные независимые сюжетные линии, для того, чтобы можно было при желании сыграть два раза в одну и ту же игру, будучи включенным в разные сюжетные линии. В общем, такой спрос тоже есть.


Мария: Как возникают сценарии квестов? И кто их разрабатывает? Есть ли какие-то важные принципы при их разработке? И, вообще, какой путь проходит новый сценарий игры с момента задумки до запуска в люди?

Алексей: У нас есть команда сценаристов, которых периодически посещает вдохновение на написание сценария. Далее мы обсуждаем концепцию, ту тему, которая будет интересна нашим игрокам – будущим клиентам, а также то, что было бы интересно написать самому сценаристу. Сценаристы у нас люди вдохновения, писать то, что им самим не нравится они пока не умеют (Алексей улыбнулся). Поэтому если задумка всем интересна, то она утверждается и мы переходим к разработке сценария.

Что ложиться в основу сценария? Да много чего. Сценарии у нас получаются составные. Дело в том, что для «живых квестов» нельзя взять просто какое-то одно произведение и сделать по нему сценарий, потому что оно обычно подразумевает одного-двух активных участников – главных героев. Но «живой квест» - это нечто совсем другое, игроков гораздо больше нужно в игру включить – главным героем должен быть каждый. Поэтому сюжетных линий в одной игре много, и они переплетаются между собой. А при создании конкретной линии сценарист уже может вдохновляться каким-то произведением.

Сейчас у нас уже есть свои наработки. Мы знаем, как написать сценарий так, чтобы игра всех цепляла, и умеем учитывать разные типы поведения людей. Например, знаем, как включить в игру тех, кто предпочитает более пассивную позицию, как сделать так, чтобы наиболее активные участники игру не разрушили. И иные психологические факторы учитываем. Например, роли злодеев и мерзавцев тоже делаем интересными и обоснованными, чтобы они не были такими однозначно отрицательными героями. Каждый докатился до преступления по своей причине, и вероятно – у него даже не было другого выхода.

Перед окончательным утверждением сценарий игры проходит несколько проверок, и в него при необходимости вносятся коррективы. Потом в дело вступают иллюстраторы и верстальщики, которые создают буклеты, и результат их труда направляется в типографию. И вот, новая игра готова!

Мария: Я знаю, что уже есть несколько сценариев игр. А есть ли принципы формирования ассортимента квестов?

Алексей: Перед тем, как мы делаем новый квест, мы проводим мини-опрос среди нашей аудитории. Обычно мы опрашиваем человек 100-150 и это дает нам представление о том, во что людям было бы интересно поиграть. То есть используем такой критерий как – потенциальная востребованность. Так мы выяснили, что людям нравиться играть во что-то романтическое, сказочное, космическое, и мало кому хочется играть мрачную роль, имитирующую реальность. Поэтому мы стараемся дарить людям сказку.

Как-то нам предлагали сценарий по типу «Бандитского Петербурга», но мы его делать не стали, потому что не понятно, кто будет в это играть. Формально детектив есть, но такой формат не для нашей аудитории. Кому будет интересно играть в суровые будни России девяностых? Наш формат это Конан Дойль, Агата Кристи, Стивенсон. Например, квест «Завещание Флинта» сделан по мотивам книги «Остров сокровищ», «Где-то на диком западе» произведения О'Генри «Черный Билл». А в будущем у нас выйдет игра по мотивам периода начала 19ого века и истории о декабристах.

Мария: Алексей, вы являетесь директором по развитию проекта. Расскажите, каковы планы развития компании «Квестория»? И какова модель развития компании?

Алексей: Мы хотим сделать сеть игровых клубов в городах России, Украины, Белоруссии, где люди имели бы возможность играть в «живые квесты». Точнее, мы видим это так: сеть кафе, в которых регулярно проводятся наши игры по франшизе. Сейчас мы ведем переговоры с разными городами, странами и направлениями – север, восток, юг и запад. Работать с нами выгодно и удобно – есть готовые сценарии, и мы постоянно создаем новые, обеспечиваем рекламу в off-line и on-line среде. Возникновение конкуренции, конечно, возможно, но мы планируем быть быстрее и интереснее.

Мария: А кто те люди, которые становятся вашими партнерами и помогают строить бизнес-сеть? И почему они вас выбирают?

Алексей: На первую часть вопроса мне пока ответить сложно, так как наша сеть пока еще маленькая, и люди, которые заинтересовались нашим проектом очень разные. В Зеленограде «живыми квестами» занимается маркетолог, а наш московский представитель работает в банке. А вообще, квест – это дополнительный источник дохода, и занятие , которое увлекает. Поэтому, есть три важных аспекта, которые привлекают людей работать с нами по франшизе. Во-первых, организация «живых квестов» - это дополнительный источник дохода, и деятельность которая отнимает очень мало времени, потому что у нас очень хорошо поставлена система и мы предоставляем все готовое ( и рекламные материалы, и сценарии). В неделю люди тратят 10-15 часов на проведение квестов, при этом получают интересный источник дополнительного дохода. Он пока еще не основной, но он может стать существенным при возрастании объема заказов на корпоративы и дни рождения.

Второй аспект – это, конечно, интерес к играм. Чаще всего франшизу покупают те, кто сам увлекается или занимается играми и тренингами. Например, в Казахстане мы сейчас ведем переговоры с тренинговым центром, а в Тольятти с клубом «Мафии» - то есть компаниями, которые хотят разнообразить свою текущую деятельность.

Вообще, хочу отметить, что тем, кто планирует организовывать игры в тех городах, где наших франчайзи еще нет, гораздо выгоднее присоединиться к нам. Просто потому что создание этого бизнеса с «нуля» - то есть разработка сценария, раскрутка марки, расходы на рекламу - стоит гораздо дороже, чем стоимость франшизы. Да и проблемы с окупаемостью вложений возникают. А те, кто присоединяются к нам, получают наш опыт и большие преимущества от сети. В том числе в будущем смогут продавать свои собственные сценарии внутри нашей сети. Если говорить о цене, то мы устанавливаем только минимальный порог стоимости игры, а наш франчайзи имеет возможность ее повышать по своему усмотрению.
Сейчас нашу франшизу покупают города-милионники, ну или численностью от 500000 человек. Для таких городов мы уже наработали опыт раскрутки квестов и имеем технологию, которую опробовали в Санкт-Петербурге, Москве, Иваново и Зеленограде, плюс все материалы есть готовые. Это, пожалуй, третий аспект, по которому нас выбирают для сотрудничества.

Мария: К чему стремиться компания? Есть ли представление об идеальном состоянии, которого вы хотели бы достигнуть?

Алексей: Мы хотим стать сетью, с представителями во всех миллионниках России, Казахстана, Украины и Белоруссии. Поэтому приглашаем партнеров к сотрудничеству! А людей играть в наши «живые квесты»!



Живые квесты проходят регулярно в Москве, Петербурге, Зеленограде и Иваново

Присоединяйтесь! http://questoria.ru/index/raspisanie/0-20


1 комментарий:

  1. Тимбилдинг крутаааая вещь.
    Мы недавно с ребятами заказывали тимбилдинг и квест, в тим-билд.рф, это было тупо круто, там персонажами были реальные актеры, я в первый раз сидел с муражками по коже в финале, причем финалочка взорвала. Это реально самое крутое что я видел в жизни. Может я не особо ходок по театрам или по другим таким местам, но ощущения от того что ты сам участвуешь в этом не сравнимы. Мы с друзьями в шоке были, особенно учитывая, что это было впервые. В общем хотел поделиться впечатлениями)

    ОтветитьУдалить