вторник, 28 сентября 2010 г.

Русский Учитель японского Го. Интервью с Игорем Гришиным




Относительно недавно я делилась с вами результатами своих исследований в области игр, имеющих огромный ресурс для бизнеса. И в одной из своих статей – "Го - игра с глазами" я рассказывала о логико-стратегической игре, возраст которой достигает нескольких тысяч лет. Сейчас я хочу продолжить этот разговор, но говорить буду не одна. У меня появился очень интересный и сильный собеседник – руководитель Русской Школы Го и Стратегии - первой в России неспортивной профессиональной школы Го, которая существует уже более 10ти лет и является исследовательским и культурным центром Го.

Школа проводит исследовательские экспедиции, выпускает учебную, научную и художественную литературу по боевым искусствам, игре Го и Стратегическому Го, организует семинары, выставки, мастер-классы и открытые занятия. Ее библиотека включает в себя десятки раритетных изданий, в том числе японские рукописные книги XVIII века. Этот исследовательский и культурный центр сотрудничает с авторитетными организациями в России и за рубежом в числе которых: московская школа управления Сколково и иные ВУЗы, Ассоциация выпускников президентской программы подготовки управленческих кадров, а также профессиональные ассоциации Го Японии, Китая и Кореи. Пожалуй, для презентации сказано достаточно, но если вы хотите получить более подробную информацию об образовательных программах и достижениях Русской Школы Го и Стратегии, стоит посетить адрес ее официального сайта – http://www.clubgo.ru/ , а также открытые занятия, доступные для всех желающих. А сейчас, приглашаю вас, неспешно выпить чаю и принять участие в беседе о Го. Уникальность ее состоит в том, что некоторые секреты Го вам раскроет Мастер, основатель и бессменный руководитель Школы - Игорь Алексеевич Гришин, который гостеприимно принял меня в своей резиденции, ответил на вопросы и познакомил с некоторыми из предметов коллекции антикварных гравюр и предметов Го. Итак, добро пожаловать в среду и смысловое поле игры…


Мария: Добрый день Игорь. Я совсем недавно познакомилась с Го и как-то сразу была очарована этой игрой, посмотрела разные материалы, и обратила внимание, что одновременно существуют очень разные подходы: Го как спортивная игра, в которой есть игровые достижения, спортивные звания, титулы, Го как вид искусства со своей философией и эстетикой. А еще меня очень заинтересовали взаимоотношения восточного и западного в Го. Поэтому на правах новичка, рассчитывающего на то, что мастер уступит мне право поставить первый камень на игровое поле, я попрошу вас начать рассказ именно с этого. Итак, как же соотносятся Восток и Запад в Го?

Игорь Гришин: Конечно, Мария. Всё начинается с пустого поля. Первым ставится чёрный камень, затем белый. Далее по очереди. Камень ставится на свободный перекрёсток и не передвигается… Школа Го и Стратегии – это камень на перекрёстке двух линий. Одну линию можно условно назвать западной – стратегической. Она прошла через греческую цивилизацию, впитав в себя искусство стратегии, потом через Рим, который нуждался в конкретных приёмах - стратагемах.

Вторая линия – восточная. Мы условно называем ее линией Го. «Го» – это очень древний слог, идущий от працивилизации. Во многих языках он вошёл в очень важные слова. Для русских «го» – это «голова» «государство», «город». Головой назывался человек, который руководил, был главарём. В Китае «го» - это тоже государство, в Тибете «го» - голова, а в Японии - «речь».

Мы увидели, что восточная и западные линии пересекаются, и это не случайность. Место пересечения мы зафиксировали символическим камнем, который назвали Русской школой Го и Стратегии, и теперь исследуем это перекрёсток. Для нас противоречия между восточным и западным нет – мы на пересечении, которое одновременно и соединяет и разделяет. По правилам Го можно и разделять и соединять камни. И то и другое будет правильным, соответствовать правилам.

Мария: То есть Го - это не просто игра ради выигрыша, а что-то гораздо более емкое?

Игорь Гришин: Го – это наследие древних. Это игра, язык и боевое искусство. С его помощью некоторые военные вожди оттачивали свой ум. Го – это не только игра, но и интеллектуальный поединок. Он может и разрушить человека. Состояние погружённого в игру иногда подобно напряжению воина, ведущего бой с реальным противником. Ведь удар может быть не только физическим, но и ментальным. Японские профессионалы иногда умирали во время поединка Го – такие случаи зафиксированы в японских источниках.

Бывает так, что человек думает, что это просто игра, садится играть, а потом неожиданно понимает, что это борьба за право называться интеллектуальным человеком. А интеллектуальное поражение является одним из самых страшных для многих людей. Иногда даже кажется, что есть какой-то обман – вроде человека пригласили в игру, а в какой-то момент оказывается, что сейчас будет решаться кто он – дурак или умный. Ему ведь уже намекнули о том, что правила Го чрезвычайно просты… И человек начинает бороться! Да, Го – это соревновательность, но не соперничество. Здесь соревнование является побуждением и совместным стремлением к вершине. С древних времён встреча за доской Го могла быть средством обсуждения сложных стратегических и политических проблем. Проблем, которым не удавалось найти приемлемого решения обычными инструментами.

Мария: Игорь, вы рассказали о видимой простоте и о неочевидной не простоте Го. А какие сложности вы испытываете в обучении игре в нашей культуре?

Игорь Гришин: Сложности были такого порядка, что мы вынуждены были взяться за русский язык, и так появилась книга «Русский Учитель японского Го». В ней мы за русский язык по-настоящему боролись – чтобы слово было на своём месте, чтобы оно вложенный смысл отражало, чтобы слово было русское. Мы уверены, что если человек, изучая Го, ещё и с родным языком разберётся, то это будет успех.

Мария: Получается, сначала было слово…

Игорь Гришин: Да, сначала было слово, даже современная физика уже с этим согласна. И также в Го - важно слово. Невозможно научиться играть в сложнейшую интеллектуальную игру, если ты не общаешься с собой и своим интеллектом. Слово нужно иметь внутри себя – ты должен научить себя Го, если ты изучаешь Го.

Мария: А самые важные слова есть в Го? И есть ли какие-то такие слова, которые имеют связь с этой игрой?

Игорь Гришин: Да конечно, и мы такие слова тщательно собираем и с ними работаем. Например, слово - «перекрёсток». Представляете, мы больше десятилетия не могли назвать то место, куда ставится камень. Дело в том, что он ставится не в клетку, а на пересечение линий. Кто как пытался это называть. Я какое-то время называл пунктом, точкой, крестиком, пересечением. И вот, однажды мы назвали «это» перекрёстком - русским словом. Перекрёсток – особенное слово. Он не только позволяет связать разные пути в общую сеть, но и повышает размерность системы. А вообще, свою миссию Русская школа Го и Стратегии видит в подготовке генералистов – тех, кто умеет соединять и пересекать. Тех, кто умеет выходить за рамки клеток. Тому, кто выходит на перекрёсток, открываются новые направления.

А еще есть такое важное слово как «ставь». Тут мы тоже долго не могли найти глагол, который точно называет действие. Ты ставишь камень на доску, и это очень естественно звучит. А раньше было: «я хожу», «ходи!», «я походил», «ты походил?», «все походили», «куда ты походил?» Вот в шахматах действительно есть движение фигуры, но в Го это совершенно не отвечает происходящему. Я же не хожу, я именно ставлю, потому что камень по правилам Го не передвигается. «Я поставил», «ты поставил». Правильное слово придает действию смысл. Кроме этого, русское слово «ставить» точно соответствует японскому «тэ» - рука.

Мария: Получается ставка рукой, постановка камня рукой…

Игорь Гришин: Да, «хожу» - это про ногу, а «ставка» - это про руку. И тем самым мы сразу подняли Го на новый уровень - с ног до рук дошли - в руки камень перенесли. Ходить по доске не надо, можно теперь заняться головой.

Если я могу ставить камень на доску, значит, я могу из камней строить! Это уже получается строение! Не какие-то бесцельные «ходы», а построение на доске. Построение как цепь постановок, связанных единым замыслом! И когда мы нашли слово «построение», мы ушли от формы. Точнее нерусского слова «форма» и прочих квазизаменителей. Согласитесь, что если человек готов что-то строить – это высокий уровень человека.

Мария: То есть Го – есть акт креативности на доске?

Игорь Гришин: Да. На пересечениях, перекрёстках издавна вырастали города и селения, строились храмы и крепости. Но ты можешь не только ставить свои камни, но править их, и здесь начинается управление. Мы даже детям теперь можем объяснять, что такое ставящее действие, что такое правящее действие и что такое - строящее. Например, я могу поставить камень, и если в какой-то момент мне покажется, что он не устойчив, с помощью второго камня его поправить. Такое «правление» понимается на очень глубоком уровне. Я, например, даже в 35 лет ещё не очень понимал, что такое править чем-либо, а вот через эту конструкцию я начал это по-настоящему постигать. И теперь я могу другим объяснять и показывать – как править и как поправить, так чтобы неустойчивый камень стал крепким, а поставленный ниже - стал выше. И не только на доске могу это продемонстрировать (улыбается).

Латинское слово «позиция» мы заменили на русское - «строй». Это слово тоже очень важное, потому что есть толпа камней на доске, а есть строй. И разница не только в дизайне, а в эффективности. Строй – это качество отряда, которое проявляется во взаимодействии камней, их совместной работе. Ведь на доске Го все перекрёстки связаны между собой, благодаря чему камни одного цвета могут объединяться и усиливать друг друга. Они могут действовать совместно, одним отрядом и различаются между собой тем, какую работу выполняют в строю. Например, есть сильные камни, камни-бездельники, формально находящиеся в отряде или строю, но не участвующие в совместной работе, пленённые камни, камни-жертвы, отданные противнику для помощи другим слабым камням, а также для захвата отрядов путём разрушения вражеского строя.

В Го возможности камня зависят от его положения на игровой доске и его окружения, поэтому камни важно продуманно строить, а не создавать «забор камней», отгораживающий некую область. Камни важно располагать в благоприятном окружении и с расчётом на взаимодействие с другими камнями. Причём, важно видеть не только камни (свои и противника), но и пустоту игровой доски, включать её в игру. Так Го учит видеть сложные косвенные вещи и соединять их в умозрении с простыми.

Положение камня не может быть изменено, так как камни не передвигаются по доске. Поэтому постановка камня подобна поступку или действию в жизни. Её можно исправить или изменить лишь новыми постановками. Получается, что через Го мы обучаем ставить, строить и править. А еще Го служит средством познакомиться, вступить в отношения, узнать – кто играет с вами, друг или враг.

Хотя, есть игроки, которые на доске ничего не могут строить, способны только бороться. Иногда борются успешно, но это совершенно другая энергия. Важно понимать, что Го не исчерпывается борьбой, это вообще-то одна из самых конструктивных игр. Иногда ты не можешь одержать победу, и уровень искусства в том, чтобы увидеть, как построить ситуацию так, чтобы через какие-то производные ты бы победил более сильного противника. Да, он силён в борьбе, но ты можешь его через что-то другое переиграть. Кстати, переиграть – это тоже очень хороший глагол, ключевой. В Го можно играть и переигрывать.

Мария: Игорь, вам наверняка часто задают вопрос о том, важно ли в игре победить? И вообще, что такое победа в Го с точки зрения мастера? Как мастер для себя приоритеты в игре расставляет?

Игорь Гришин: Да, победа – это очень интересная тема. Победа – это очень важно. Кто откажется от победы? Это дорогая валюта. Но есть валюта дороже – это поражение. Это очень дорого. Валюта поражения – это когда ты борешься за победу, проигрываешь и понимаешь, что сейчас делаешь выбор – либо ты покупаешь поражение, либо твои деньги просто пропадают. И всё равно не можешь купить (смеётся). Суметь купить поражение – это очень сильно.


Игровую встречу в Го наша Школа называет поединком. Это подчёркивает, что Го – не развлечение, а боевое искусство. При этом высшая цель Го - упорядочить ум. Да, игра Го построена на разделении пространства и овладении им, и достичь победы можно лишь целенаправленными, долгосрочными и планомерными усилиями, но важно понимать, что поражение – это тоже очень важный результат, с которым нужно уметь работать. Тот, кто это понял – поднялся на совершенно новый уровень.

Мария: То есть в Го очень важно уметь ценить поражение? А в Го победа и поражение имеют одинаковое значение?

Игорь Гришин: Для кого? Есть такие товарищи, для которых Го – это фишки… Быть игроком - ещё не самый высокий уровень. Игроки – это только про игру, соревнования, партнёров, призы. Для игрока поражение не стоит ничего, и только победа, точнее выигрыш, имеет ценность. Если игрок выиграл, то он становится лучше как игрок, если проиграл, то становиться хуже. В собственных глазах, прежде всего. Этим игрок ограничен - он не может выйти за пределы рейтинга, подобно тому, как рыба не может выйти за пределы воды.

Но есть Го как интеллектуальная технология и состояние - они более высокого уровня. Поэтому существует такая градация, как мастер. Причём, мастер – это не тот, кто лучше играет, а тот, кто способен поддерживать и создавать смысловое поле игры. Чтобы работать с валютой победы и валютой поражения надо иметь мастерскую лицензию. Каждая валюта имеет свою цену, и обе должны быть у него в наличии.

Получается, что в игре победа очень важна, а в том, что называется Го может быть не очень важна… Мастер вне рейтинга. Проиграв, он может стать ещё более сильным мастером. Ведь и он сам и другие будут смотреть на то, как он проиграл, точнее, как он работал со своим поражением, как энергию поражения трансформировал.

Мария: То есть это путь усиления через пересмотр своего отношение к поражению?

Игорь Гришин: Усиление – всё-таки не совсем точно… На шкале западной цивилизации сила и слабость – это разные полюса. Сильнее – лучше, слабее – хуже. Восточная мудрость: слабое и гибкое выживает, сильное и твёрдое разрушается. Поэтому мастер – это и про силу и про слабость одновременно. Усиление и ослабление - это те тренды, с которыми он работает постоянно. Мастер может себя сознательно ослабить, найти свой центр слабости и не убивать его, научившись получать то, что ему от него нужно. В свою очередь игрок, обнаружив у себя центр слабости, постарается «закрыть» его любой ценой, так как центр слабости для него – враждебный глазок. Разбор партии с игроком заключается в том, что ты должен найти слабое место в его игре, и поработать с ним, для того, чтобы это место закрыть. Но с мастером мы не можем так поступить, потому что для него центр слабости – это источник молодости и энергии. Центр слабости даёт мастеру свободу и баланс. Мастер вышел из зоны конкуренции, стал вне конкура, вне забега. Он нашёл другую форму взаимоотношения с миром – более интересную. Если ты во время игры попадаешь в состояние Го, то никогда этого не забудешь. Это удовлетворённость и сытость на очень высоком уровне…

Мария: А что начинается после конкуренции? Что это за взаимоотношения с миром?

Игорь Гришин: О, это очень интересная тема… (мастер задумался) Но сейчас мы не будем об этом говорить. Это рано, и для одного разговора будет много. Нельзя одним глотком выпить море. Лучше пейте чай (мастер улыбнулся).

Завершение встречи было красивым, поскольку Игорь является одним из крупнейших коллекционеров комплектов Го в мире. Он показал мне фарфоровые камни, возраст которых составляет от 350 до 650 лет. Рассказал о новом наборе, созданном в этом году под названием «Ледниковый период», для изготовления которого использовались бивни мамонтов и носорогов. А потом рассказал мне про историю предметов, из которых создано пространство для Го. Среди них оказался парадный столик периода самураев, набор для Го из Хирасимы, переживший ядерную бомбардировку, предмет древней китайской цивилизации с изображением поединка Го. Мы заговорили о благородных материалах, из которых создаются камни для Го, и перед моими глазами закружился калейдоскоп из афганского лазурита, коралла, раковин, агата… А когда я уходила, в моих руках была подаренная Игорем книга «Правила игры Го»


P.S.: Продолжение следует… Но вам не обязательно его ждать, так как прийти на открытое занятие может любой желающий - и тот, кто не знает ни одного правила Го, и тот, кто уже самостоятельно изучает или практикует игру. Запись на занятия не обязательна.

Сайт Русской школы Го и Стратегии: http://www.clubgo.ru/
телефон для справок: +7 (915) 107-00-07
e-mail: ru@rugo.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий