суббота, 1 мая 2010 г.

Деловые салоны и Бизнес-клубы


На протяжении сотен лет светская жизнь высшего общества осуществлялась посредством мероприятий формата «деловой салон». «Выходить в свет» означало «бывать в салонах». При этом салоны были весьма разнообразными. Например, различались по масштабам - являлись официально-придворными, роскошно-светскими или камерными. Или подразделялись по основному развлечению: танцы, карты, литература и музыка, интеллектуальные, политические, философские, оккультные собрания, разнообразные игры или просто светская болтовня. Но, несмотря на разную тематическую направленность, ключевой функцией и целью организации салонов было камерное общение – «светская беседа». Салоны чаще всего носили имя своей хозяйки, реже – хозяина, то есть были именными. А по своей сути они представляли собой некий круг общения, формирующийся вокруг блестящей дамы и объединяющий ее друзей из разных слоев общества (аристократии, деловых людей, модных художников, музыкантов, поэтов, литераторов, артистов, иногда гипнотизеров и прочих удивительных людей).

Разделение салонов на аристократический и демократический происходило далеко не всегда - все зависело от происхождения и социального статуса, личности и интересов хозяина или хозяйки. В салонах вершились человеческие судьбы, обменивались новостями и сплетнями, осуществляли протекцию, заводили полезные знакомства, делали карьеру, заключали сделки, играли в любовь, в политику и в салонные игры. Иными словами, это был формат светских событий, которые позволяли совмещать очень многие интересы и виды деятельности. И основной изюминкой и особенностью здесь была камерность всего происходящего, то есть особенная психологическая атмосфера, позволяющая, в том числе, строить эффективные личные контакты, а также решать «тонкие», щекотливые вопросы.

Поскольку деловые салоны были связаны общим кругом посетителей и общими культурными задачами (коммуникации, эстетика, самоидентификация, как принадлежность определенному элитному кругу), то между ними существовала своего рода конкуренция. Салонная жизнь и правила сильно менялись согласно веяниям времени, и окончательно этот формат мероприятий исчез в революционную эпоху. Чего, собственно говоря, как-то немного жаль…

Однако, интересно, существуют ли отголоски салонной жизни в наше время? В чистом виде «салонов», конечно, уже нет. Поскольку ключевой особенностью этого феномена светской жизни было то, что он формировался вокруг конкретной личности, а не представлял собой просто «культурное мероприятие», на которое съезжались гости по некоему объявленному поводу. Как известно, в деловом салоне и гости (точнее их состав) были не случайны,  их стиль сильно зависел от увлечений хозяйки или хозяина, а также светской моды. В отличие от обычных поездок в гости, салон был широко известен под именем своего хозяина или хозяйки и действовал по определенным законам на регулярной основе. И, как я уже выше отметила, ключевой «фишкой» этого формата была особая внутренняя атмосфера, соответственно, возможность камерного, комфортного общения между гостями и непринужденного решения целого круга личных дел и вопросов. Также, салон предполагал возможность «быть представленным» нужным людям и гостям, то есть хозяйка или хозяин активно осуществляли активные посреднические функции.

С той или иной степенью успеха в современном обществе данную «связующую» функцию, а также функцию камерности (хотя, скорее закрытости, и, в некоторых случаях - элитарности) пытаются реализовать в настоящее время бизнес клубы и деловые ассоциации. Ключевая идея проста – подобрать  участников по некоему интересу или статусу, и попытаться создать условия для того, чтобы между заинтересованными членами складывалось взаимодействие. Причем, как – то так повелось, что большая часть данных «соборищ» проводятся за накрытыми столами и с бокалами. Хотя, бывают и исключения, например, мероприятия по типу «круглых столов», посвященных какой-либо актуальной и модной проблеме, а также конференции и дискуссии. Кстати, участие в бизнес-клубах не бесплатное, потому что членство сулит для участника некие желанные для него выгоды – в некоторых случаях реальные, а в некоторых – мнимые.

Ключевая функция бизнес-клубов – создавать комфортные условия для установления и поддержания системы деловых связей между заинтересованными лицами и участниками рынка – реализуется с переменным успехом. Поскольку среди партнеров клуба есть явная ассиметрия: тех, кто ищет возможности гораздо больше, чем тех, кто может  и хочет их удовлетворить. Поэтому она подменяется иной, более широко сформулированной задачей: «продвижение интересов членов клуба в деловых кругах», в довесок к ней также добавляется актуально-модное «позиционирование и PR первых лиц компаний в СМИ и в клиентской среде», то есть «представительские функции» а, проще говоря – разнообразная реклама. Ну, и конечно, партнерские скидки для участников.

В общем, деловые и светские события настоящего имеют «свою специфику», а заявленное «неформальное» общение в основном отдается на откуп самим участникам и их искусству устанавливать контакт, продвигать и презентовать себя и компанию. Хотя некоторые из клубов предлагают брокерские услуги по поиску клиентов и лоббированию интересов членов и партнеров клуба в бизнес-среде, которые чаще всего реализуются в форме проведения «заказных» конференций, форумов и презентаций. В общем, современный бизнес-клуб – это такой же рыночный игрок, как его участники, потому внутренняя атмосфера тоже  рыночная, а отнюдь не «неформальная».  Бизнес-клуб в отличие от «деловых салонов» прошлого века, феномен отнюдь не светско-культурный, а сугубо коммерческий. И это история про деньги и ради денег, то есть, по сути, совсем другой формат. А осталось ли что-то общее?

Ответ банально прост – визитная карточка и визитницы. Правда ранее это были целые альбомы для их хранения, являющиеся гордостью каждой хозяйки, украшением интерьера и незаменимым предметом беседы в каждом светском деловом салоне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий